На основе действующих уставов муниципалитетов «ОГ» составила таблицу моделей выборов, действующих в Свердловской области. Самой популярной оказалась одноглавая система с прямыми выборами: население избирает сильного мэра в 43 муниципальных образованиях. В 19 — мэра и одновременно председателя представительного органа назначает дума, в 7 — выбирает население. На новую модель, когда депутаты выбирают градоначальника из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, перешли уже 25 территорий. Срок на посту главы варьируется: в большинстве случаев мэра избирают или назначают на 5 лет, но есть и другие сроки: 2 года (в Первоуральске) или 4 года (в Берёзовском и посёлке Уральском). Эксперты объяснили, от чего зависит выбор модели, насколько оправдывает себя уход от прямых выборов и чем власти «заслужили» критику реформы.
Юрий Пинаев, исполнительный директор Фонда губернаторских программ Свердловской области, экс-глава администрации губернатора:
— Оптимальная модель выборов, единая и для больших городов, и для маленьких территорий, действовала в советское время. Кандидатуру выбирали из числа депутатов, и председатель горисполкома был подотчётен и представительному органу, и избирателям. Перед выборами человек проходил серьёзную подготовку, общался с населением, получал рекомендации облисполкома. Я и сам прошёл в своё время все эти ступени. В итоге выстраивалась чёткая вертикаль управления территориями, и случайных или некомпетентных людей во власти не было, как это может произойти на прямых выборах. Сейчас моделей несколько, но постепенно мы возвращаемся к той самой, более упрощённой советской схеме, когда претендента отбирает конкурсная комиссия. Другое дело, что сейчас нарушена система подготовки кадров: раньше обязательно создавали резерв первых руководителей, работали с этими людьми — сейчас этого нет. Что касается одно- или двуглавой системы, то каждый муниципалитет решает сам, нужен ли ему сити-менеджер. Это тоже механизм выстраивания вертикали власти, хотя лично я всегда был убеждён, что в территории должен быть один руководитель, чтобы гражданам было с кого спросить. Но если мэр и глава администрации успешно справляются со своими функциями, то почему бы и нет?
Михаил Астахов, глава Каменска-Уральского, председатель правления совета муниципальных образований Свердловской области:
— Для Каменска-Уральского я назвал бы оптимальной «пятую модель», когда депутаты избирают мэра из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, хотя в истории Каменска-Уральского выборы по такой схеме проводятся впервые. Эта модель исключает приход на пост главы случайных людей, способных покорить избирателей красивой речью. Полгода назад мы часами, до мелочей обсуждали новый механизм. И, как видите, не зря. Скрупулёзный сбор информации о кандидатах, возможность следить за ходом собеседования в прямом эфире, хорошо подобранная экспертная комиссия. Уже несколько грамотно заданных вопросов специалистов позволяли сделать должные выводы о каждом претенденте. К такой серьёзной проверке оказались готовы не все. Зато каждый из двух победителей, я уверен, хоть сейчас сможет пойти и с первого дня начать серьёзно, профессионально работать — решение только за думой.
Глава Слободо-Туринского МР Михаил Кошелев — один из самых опытных муниципальных глав Свердловской области — руководит районом уже 26 лет. Как и на сколько лет должен избираться мэр, он рассказал в интервью «ОГ».
— Как вы считаете, какой срок сегодня необходим муниципальному главе для реализации планов?
— Раньше большинство глав избирались на 4 года. Лично я считаю, что одного такого срока недостаточно: за это время человек только сработается с думой, администрацией, разберётся в вопросах, которые ему предстоит решать. Реализация программ сегодня растягивается на шесть, а то и восемь лет. Поэтому, если ты что-то начал во время первого срока, закончить сможешь только на втором. Зато коллеги и жители будут доверять тебе больше, чем другим кандидатам. Если, конечно, работал хорошо.
— Сейчас муниципалитеты переходят на «пятую модель» выборов: мэр избирается депутатами из числа предложенных конкурсной комиссией кандидатов. Как вы оцениваете эту модель?
— Нечто подобное я проходил в начале 1990-х, когда главу территории тоже выбирали депутаты, правда, не из предложенных кандидатов, а из собственного состава. Но я считаю, «пятая модель» — вариант, достойный реализации. Депутаты останутся только в плюсе. На них ляжет ответственность по выбору, зато есть возможность избрать человека, в котором они уверены, а значит, взаимодействовать и работать вместе им будет гораздо проще.
— Такая модель теперь будет работать в Слободо-Туринском муниципальном районе?
— Да, мы уже внесли изменения в устав. В феврале по новым правилам прошли выборы главы Сладковского сельского поселения. В сентябре нам предстоят выборы главы муниципального района, тоже по новой системе. Я уже избираться не буду, но есть достойный человек в администрации, который мог бы возглавить муниципалитет — он будет участвовать в конкурсе.