От редакции. Вчера «ОГ» опубликовала материал о проблеме точечной застройки в Екатеринбурге. Мы постоянно получаем десятки писем читателей на эту тему, сегодня мы публикуем одно из них. Автор — коренной екатеринбуржец Виктор Попов.
Скажу сразу: я категорически против точечных застроек в городе! Я коренной свердловчанин-екатеринбуржец, живу здесь уже более 70 лет, и город знаю хорошо. Городские чиновники бессовестно-лукаво формулируют в своих бумагах: это вот «зоны развития», а это — «зоны стабилизации», чтоб запудрить мозги людям. А надо бы прямо говорить: «Здесь у нас будет точечная стройка, за которую мы взятки возьмём, а вот здесь взяток нам не дадут, потому и стройки здесь не будет».
Когда я вижу очередную стройку в центре, понимаю, что разрешение на это строительство без взяток точно не обошлось. Даже термин-то какой появился: «взяткоёмкий документ», «взяткоёмкое строительство». Убеждён, как в случае, например, с Пассажем, с Радугой-парком, с застройкой Зелёной рощи, или двухэтажной торговой вставкой на весь квартал по ул. Радищева (чётная сторона), или нагло вылезшей между домами вставкой на углу улиц Гурзуфской и Радищева, которая теперь очень мешает сделать необходимый сквозной автомобильный проезд от этого перекрёстка до пересечения с улицей Посадской, параллельно трамвайной линии. И таких «вставок» по всему городу наберётся не одна сотня, которые, может, и разрешены-то «в порядке исключения». Опять хитрая формулировка. Думаю, читатели газеты назовут массу подобных красочных примеров и адресов в разных районах города.
Но ведь на разрешительных документах на строительство, проектах, чертежах стоят утверждающие подписи многочисленных инженеров-строителей, высоких должностных лиц, казалось бы, отвечающих за то, что они подписывают. На деле же никто ни за что не отвечает! Никто никогда не был наказан за самое неудачное строение в самом неудачном месте (например, на месте Пассажа). Во всяком случае, нам об этом пресса не рассказывала.
Нужно на федеральном законодательном уровне категорически запретить точечные стройки. Свободные территории надо использовать только для благоустройства города, для рекреационных зон. Только на благо его жителей. Чиновники-временщики «точки» разрешают, потом чиновников рано или поздно выгоняют, но свое подлое дело они уже сделали. Но мы-то — горожане — остались и терпим неудобства, уже неисправимые.
В городе можно строить массово, но в массивах частных домов, деревянных бараков, а их у нас ещё немало. Прокатитесь хотя бы по улице Репина за эстакадой, посмотрите направо-налево. Или весь Нижний Исетск правобережный и левобережный. Или стройтесь на свободных площадках, которых у нас, в России, к нашему счастью, ещё видимо-невидимо. У нас не Манхэттен и не Японские острова, застраивайте Свердловск-Екатеринбург хоть до Владивостока! Сколько территории для последующих Академических районов вокруг всего города у нас! Можно строить автодорожное кольцо, и другое, и третье. Когда чиновники рассуждают, что, дескать, инфраструктура на тех территориях неразвита, хочу сказать: ну так и развивайте эту самую инфраструктуру.
Красиво можно строить и малоэтажные дома. На свободных территориях. На огромных пространствах России нет никакой необходимости кучно селить людей, лепить 15–20–30–50-этажные этажерки, чтобы потом в них люди мучились: то нет воды (насосы и трубы не справляются), то лифты не работают, то канализация с верхних этажей затопила. Кто-нибудь подсчитывал, что выгоднее: возводить жилые этажерки в 30–50 этажей или строить трёхэтажные таун-хаусы, одно-двухэтажные особняки, коттеджи?
Американцы давно уже поняли, что человек не должен стремиться вверх, он должен жить на земле, иметь свой клочок земли около дома, где у него будет стоять семейная машина, где будут безопасно гулять его дети… И, конечно же, должна быть в наличии эта самая пресловутая инфраструктура (газ, вода, канализация, отопление, телевидение, Интернет). Посмотрите американские фильмы, и вы увидите там именно такое массовое — вдали от человеческих муравейников — жильё.
Кстати, Пётр I своим указом запретил строить дома выше Зимнего дворца в округе. От этого красота Петербурга отнюдь не пострадала. А у нас в Екатеринбурге есть противоположный пример. Посмотрите непредвзятым взором, как «провалилось» красивейшее здание Свердловского оперного театра в окружении «антеев», после того как поблизости от него понастроили несколько уродливых многоэтажных стекляшек.