В минувшую пятницу Екатеринбург потрясло падение строительного крана на стоящую поблизости пятиэтажку. Трагическое происшествие, из-за которого погиб крановщик и временно остались без крова жильцы повреждённых квартир, заставило задуматься о степени безопасности точечной застройки. В области грядёт волна проверок на стройплощадках — особенно тех, где используются башенные краны.
Рухнувший башенный кран работал во дворе дома № 21 на улице Куйбышева — тяжёлая металлическая конструкция повалилась на соседнюю пятиэтажку. Кровля жилого дома оказалась частично разрушена, кроме того, кран повредил стены и балконы с третьего по пятый этажи в районе третьего подъезда. О причинах же ЧП в Екатеринбурге говорить пока рано — над их выяснением работают эксперты. Сейчас комиссия проводит анализ кранового оборудования — стандартный срок для таких проверок составляет 15 дней.
— Как показывает практика, чаще всего причина падения башенных кранов — несвоевременный их ремонт. Ответственность в большей степени лежит на собственниках оборудования, — рассказал «ОГ» пресс-секретарь Уральского управления Ростехнадзора Леонид Жвакин. — С 2013 года кранам как виду техники присвоен четвёртый класс опасности — самый низкий по классификации Ростехназора. В связи с этим наше ведомство не проводит плановые проверки таких объектов. Только в случае ЧП.
Чтобы разобраться в случившемся и предотвратить аналогичные случаи в будущем, по поручению губернатора Евгения Куйвашева организован оперативный штаб, участники которого пришли к выводу, что необходимо провести совместные проверки Госжилстройнадзора и территориального управления Ростехнадзора. Естественно, основное внимание будет обращено на точечную застройку, потому что там башенные краны используются в опасной близости от жилых домов. Параллельно все стройки области, где работают башенные краны, проверит прокуратура.
По словам Андрея Бриля, полномочного представителя гильдии управляющих и девелоперов в Свердловской области, никаких дополнительных требований к технологическим процессам на таких стройках нет.
Согласно нормативам градостроительного проектирования Екатеринбурга, расстояние между домами и их взаиморасположение должны рассчитываться с учётом массы факторов. Один из самых важных — освещение (жилые помещения должны получать непрерывный доступ к солнцу минимум на два с половиной часа в день). Огромное значение имеют и противопожарные требования.
Но если конкретную причину трагедии установить ещё предстоит, то причина общая, более глубокая, не вызывает вопросов: это так называемая точечная застройка, когда новостройки возводятся на пятачках между другими строениями. В этих ситуациях стрелы кранов постоянно нависают над заселёнными домами, а если происходит ЧП — то трагедии, подобные пятничной, практически неизбежны.
— Мы категорически не одобряем точечную застройку в городе, — говорит министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Сергей Бидонько. — Но мы не можем запретить работать компании, получившей разрешение на строительство. Точечная застройка очень популярна среди застройщиков, поскольку позволяет экономить на создании инженерной инфраструктуры. Да и покупателю нравится жильё, которое близко к центру города и окружено уже слаженной сетью необходимых учреждений — аптеки, детские сады, магазины и так далее.
Удивительно, но сколько в Екатеринбурге точечных строек, является загадкой даже для департамента государственного жилищного и строительно надзора Свердловской области: «ОГ» обратилась в ведомство за этой информацией, но ответ обещали дать только в течение месяца. «Поручение проверить объекты точечной застройки дано там только вчера, и их полного перечня мы на руках не имеем», — ответили нам.
Зато жители города прекрасно знают, где идёт строительство — чаще всего рядом с такими объектами тяжело жить, даже если не падают краны, потому что работы могут вестись круглые сутки. В октябре 2015 года «ОГ» писала о стройках-полуночниках. Жители домов на Испанских Рабочих, 35, Азина, 55 и Челюскинцев, 88 пытались уснуть под шум со стройплощадки на Челюскинцев, 82. Нередко дома вырастают в давно застроенных районах на местах детских площадок, закрывшихся больниц (Мичурина, 132), скверов (Восточная, 96). К застройщиками здесь формально не может быть претензий — разрешения на строительство имеются. Вопрос возникает к департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга, который такие разрешения выдаёт. По словам Сергея Бидонько, проверки точечных строек помогут решению этой проблемы.
Трагические случаи на стройках, аналогичные тому, что на днях произошёл в Екатеринбурге, нередки. Только за последние десять лет было как минимум 13 громких случаев.
Подготовила Ольга Кошкина
P.S. Мы постоянно получаем десятки писем читателей о точечных застройках в Екатеринбурге. И, чтобы не быть голословными, в следующем номере мы предоставим им слово.