В 2010 году в Екатеринбурге была возобновлена работа горнопроходческого комплекса ВИРТ — для прокладывания правого перегонного тоннеля между станциями метро «Чкаловская» и «Ботаническая».
ВИРТ представляет собой проходческий поезд длиной 125 метров и общим весом 600 тонн. Название устройства происходит от одноименной немецкой компании-производителя проходческих комбайнов и машин непрерывного действия. Диаметр вращающегося и «вгрызающегося» в землю круглого щита ВИРТа — пять метров 60 сантиметров. На рабочей поверхности щита установлено свыше двух десятков автономно крутящихся механизмов, с помощью которых и идёт бурение земной породы. А выбранный подземный грунт передвигается по специальному транспортёру, ссыпается в вагонетки и вывозится на поверхность. Управляют этим подземным комбайном и следят процессом на всех этапах всего пять человек.
ВИРТ появился в Екатеринбурге в середине 90-х годов прошлого века. До этого он работал на БАМе. В 2008 году ВИРТ проложил левый перегонный тоннель между станциями «Чкаловская» (около Южного автовокзала) и «Ботаническая» (недалеко от торгового центра «Дирижабль») протяжённостью 1 370 метров. После этого его поставили на капитальный ремонт — требовалась замена изношенных узлов и агрегатов. Из-за нехватки денежных средств запустить ВИРТ вновь удалось лишь в конце февраля 2010-го.
После окончания работ по прокладыванию тоннелей между двумя станциями ВИРТ был подготовлен к демонтажу и прошёл ряд мероприятий по консервации. Сейчас он в разобранном виде лежит на базе компании «Метрострой-ПТС», которая является его собственником. Применение подземного комбайна в других проектах пока не планируется. Но уже шесть лет назад предполагалось, что использовать для строительства второй ветки его не будут. Основная причина — введение новых правил эксплуатации в метрополитене, согласно которым диаметр тоннелей должен быть увеличен для организации эвакуационных выходов, а это значит, что сейчас требуется горнопроходческий комплекс с другими возможностями.