Решить дорожную проблему в Алапаевске не могут уже несколько лет. Последний раз капитальный ремонт прошёл три года назад на трёх улицах. Но провели его плохо: вскоре на дорогах появились трещины, а тротуары стали фактически рассыпаться. Помимо этих трёх, внимания требуют ещё как минимум 10 городских улиц. Обеспокоенные местные жители обратились на прямую линию «ОГ» к губернатору Евгению Куйвашеву.
Больше всего жителей Алапаевска беспокоит дорога по улице Льва Толстого. Это магистраль, по которой в Нижний Тагил круглосуточно едут грузовые автомобили. Ямы из года в год засыпают щебнем, но дорогу постоянно разбивают большегрузы.
По словам главы Алапаевска, они уже несколько лет пытаются передать проблемную дорогу на баланс Свердловскавтодора, но пока это сделать не удаётся. Указанные дороги не соответствуют показателям автодорог регионального значения, поэтому их передача из муниципальной в областную собственность невозможна, поясняют в областном минтрансе.
— Дороги и тротуары в городе находятся в критическом состоянии: повсюду огромные ямы и неровности, ездить и ходить невозможно, — рассказал местный житель Николай Неугасов. — Мы жаловались во всевозможные инстанции. Может быть, так удастся привлечь к дорогам внимание и что-то решить.
В администрации Алапаевска о проблеме знают, но кардинально изменить ситуацию не в силах. Деньги на содержание дорог выделяются из дорожного фонда муниципалитета, который формируется преимущественно за счёт подлежащих зачислению в местный бюджет доходов от акцизов на горюче-смазочные материалы.
Но, как отметил глава Алапаевска Станислав Шаньгин, этих денег не хватает.
— Если учитывать все положенные нормативы, нам только на содержание дорог, включая организацию освещения, их чистку от снега и ямочный ремонт, требуется порядка 72 миллионов рублей в год. Но, зная проблемы с наполняемостью дорожного фонда, приходится рассчитывать только на 20, — поясняет «ОГ» Станислав Шаньгин. — Мы ремонтируем дороги по мере наших финансовых возможностей, и, конечно, во многом это зависит от объёма средств, выделяемых областью. В этом году уговорил думу заложить дополнительно из местного бюджета 30 миллионов рублей, урезав при этом расходы на другие статьи. Будем надеяться, что мы сможем отремонтировать на эти деньги что-то дополнительно.
Летом прошлого года местные активисты, зная об этой проблеме, обратились в министерство транспорта и связи области с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на ремонт дорог Алапаевска. Но, как пояснили в министерстве, такой возможности пока нет. Cредства из областного бюджета в первую очередь направляются на ремонт автодорог с интенсивностью движения более 2 000 автомобилей в сутки и строительство ранее начатых объектов.
Те немногие дороги, где за последние годы всё-таки удалось произвести капитальный ремонт и построить тротуары, быстро приходят в негодность. Такая проблема обнаружилась на трёх улицах, капитально отремонтированных в 2013 году, — это улицы Радищева, Чапаева и Суворова.
— На состояние улицы Радищева после ремонта я жаловался в администрацию: на дороге стали появляться трещины, а только что построенный тротуар рассыпался на глазах, — рассказывает Николай Неугасов. — Пришёл ответ, что к подрядной организации будет подготовлена претензия, но устранением недостатков спустя полгода после получения документа так никто и не занялся.
В администрации пояснили, что вопрос решается: по договору дороги до 2018 года находятся на гарантии, поэтому подрядчик обязан исправить дефекты.
— Это не единичный случай. Конкурс выигрывают компании, выставившие наименьшую цену, — рассказывает Станислав Шаньгин. — По факту выполнения работ мы их оцениваем и, если они выполнены качественно, оплачиваем. Если выполненные работы не соответствуют нашим требованиям, деньги компания не получает до тех пор, пока не исправит ситуацию.
Но даже несмотря на установленный конкурсный порядок, работу подрядчиков можно контролировать, а дорожные дефекты предотвращать на стадии ремонтных работ. Проблема решаема — многое зависит от усилий местных властей.