В нашей области много селений, где вообще нет стационарных торговых точек, либо они закрылись из-за убыточности и отсутствия продавцов. Тогда главным способом снабдить местных жителей продуктами становится передвижная автолавка. Предпринимателей, решивших заняться таким социальным бизнесом и запустить магазин «на колёсах», в муниципалитетах поддерживают, но везде по-разному.
Кстати
По данным министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, в регионе сегодня функционируют более 500 автолавок. Не все они имеют социально важное значение, некоторые действуют в крупных городах, ведут торговлю от лица заводов (например, автолавки Ирбитского молокозавода). Деятельность автолавок регулирует постановление правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров» — в нём указаны в том числе и правила хранения товаров. В остальном требования к автолавкам такие же, как и к стационарным торговым точкам.
Завтра в район Медянки в Нижней Салде впервые приедет продуктовая автолавка. Стационарный магазин здесь закрылся полгода назад, по-этому поездка за молоком превращается в целую церемонию. Организовать выездную торговлю решила предпринимательница Наталья Кислых. О проблеме она прочитала в местной газете и решила: раз есть спрос — должно быть и предложение.
В мэрии идею одобрили, тем более что подобный магазин «на колёсах» уже прижился в другом районе — на улице Рабочей Молодёжи, где тоже далеко добираться до магазина. Жителям понравилось, что можно экономить время: зачем ехать через полгорода в супермаркет, если надо купить только пачку масла?
— Машина с термобудкой будет приходить к зданию бывшего магазина «Агат» по субботам, в 15 часов. Купить можно всё необходимое: от свежего хлеба и ирбитской молочки до салдинского печенья и круассанов, — говорит Наталья Кислых. Предпринимательница намерена работать и по заявкам, а если потребуется — доставлять продукты на дом.
По словам мэра Нижней Салды Елены Матвеевой, таким социальным предпринимательским идеям в администрации — зелёный свет.
— Автолавки обеспечивают потребности, которые возникают после закрытия стационарных объектов. А это естественный процесс: в небольшом городе маленьким магазинам трудно конкурировать с супермаркетами, — объясняет Елена Матвеева. — В Нижней Салде есть, например, улица, где представлены почти все продуктовые сети — можно приехать на машине и закупиться на неделю. Магазины, которые не выдерживают конкуренции, закрываются, а продукты нужны людям ежедневно — тогда и выручает автолавка.
Мнение
Елена Артюх, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области:
— Предприниматели, которые готовы отвозить товары в отдалённые территории, выполняют социальную функцию. Но здесь есть над чем поработать. В прошлом году к нам поступало много обращений, связанных со сложностями в получении мест для размещения нестационарных торговых объектов, — в том числе и автолавок. Люди долго ждут, чтобы получить разрешение и попасть в схему размещения. Муниципалитеты поддерживают предпринимателей, стараясь решить юридические тонкости максимально быстро, но это не всегда удаётся.
Но больше всего автолавки нужны жителям отдалённых селений, где нет магазинов. В территориальном отделе Морозково Серовского ГО остался всего один стационарный магазин — в самой деревне Морозково, а вот в соседних Поспелковой и Семёновой они временно закрыты: нет продавцов. Поэтому трижды в неделю — во вторник, четверг и воскресенье автолавка заезжает во все три деревни.
— Когда-то ходил вагон-автолавка, теперь его сменила машина. Привозят всё свежее, и выбрать есть из чего. В магазин хлеб привозят в понедельник, среду и пятницу, а в остальные дни можно купить свежий хлеб здесь, — говорит специалист территориального отдела Морозково Екатерина Постникова.
Раз в неделю машина с продуктами по заявкам приходит и в серовский посёлок Вагранская, где живёт 54 человека. Дважды в неделю свежий хлеб подвозят в деревни Еловка и Новая Еловка под Серовом. За остальными продуктами сельчане ездят сами.
Прибыль от автолавки невелика — в отдалённых сёлах покупателей немного, да и спрос у них лишь на самое необходимое. Поэтому местным главам стоит задуматься о том, как сохранить и поддержать таких предпринимателей. Хороший пример в этом смысле Алапаевское МО: здесь предпринимателям из бюджета возмещают затраты на доставку хлеба и товаров первой необходимости в труднодоступные сельские населённые пункты. Чтобы получить субсидию, достаточно предоставить в администрацию заявление и документы, подтверждающие затраты на бензин или железнодорожные перевозки. Подобным образом возят продукты в Ельничную, Ясашную и Елань. Добраться до них сложно, но именно в таких селениях предпринимателей больше всего ждут люди.
«ОГ» спросила муниципальных глав: работают ли в их территориях автолавки и возможно ли оказывать поддержку такому социально направленному бизнесу?