Один из коренных народов Среднего Урала — удмурты. Проблема происхождения этнонима «удмурт» до конца не выяснена. Достаточно прозрачна только основа – мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» – человек, муж, мужчина». «Характерные черты этого народа — сдержанность, терпеливость, трудолюбие, излишняя, может быть, скромность. Удмурты обычно без проблем встраиваются в общество, но бережно хранят свои традиции, обычаи, обряды и язык», – объясняет солист удмуртского ансамбля «Азвесь гур» («Серебряная мелодия») Свердловского государственного областного Дворца народного творчества Ринат Рахимзянов.
Недавно Ринат вместе со своим музыкальным коллективом был в Верхней Пышме: провожали в армию молодого солдата Никиту Соколова. В этом городе вот уже 10 лет существует удмуртский воскресный класс «Ваёбыж» («Ласточка»), где дети разного возраста через фольклор и декоративно-прикладное искусство знакомятся с языком и национальной культурой. Никита Соколов был первым, кто записался в этот класс, когда его открывали. А потом стал первым призывником из тех, кто там учился, и на военную службу его решили проводить в соответствии с национальными обычаями.
Родители накрыли стол, где среди множества угощений были традиционные табани (толстые блины из кислого теста) и перепечи (корзиночки из пресного теста с разнообразной начинкой), а также освящённая каша. Гости угощались, говорили будущему солдату напутственные слова, а затем был совершён традиционный обряд.
— В соответствии с ним в матицу — потолочную балку — вбивается серебряная монета с тесёмочкой. Серебро у удмуртов символизирует чистоту в делах, помыслах, отношениях. Достать монету должен сам солдат, вернувшись после службы, — рассказывает председатель Свердловской областной общественной организации «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес» Марина Ягуткина. — Затем все три раза обходят накрытый стол по движению солнца, исполняя трогательные прощальные песни. Участники ансамбля «Азвесь гур» и нашего детского музыкального коллектива «Чингыли» («Звоночек») пели так, что невольно слёзы на глаза наворачивались. После этого будущему солдату родственники дарят вышитые полотенца, и одно из них мать привязывает к ножке стола. Считается, тем самым она сына к дому привязала, и он непременно вернётся.
Подобных обрядов у удмуртов немало. Возможно, потому что этот народ, приняв в большинстве христианство и следуя православным традициям, продолжал вместе с тем поклоняться и своим древним богам — создателю мироздания и всего живого на земле Инмару и покровителю земли и плодородия Кылдысину.
— Раз в году, в последнее воскресенье июня, по традиции совершается великое моленье Инмару: люди молятся за то, чтобы были мир, здоровье, благополучие и богатый урожай. Так сложилось, что в последние годы самые массовые моления проводят удмурты, проживающие на территории Башкирии: туда съезжаются гости из разных регионов и даже из Финляндии, — рассказывает Марина Ягуткина.
По её словам, помимо двух верховных божеств, удмурты почитают и других богов, например Вукузё — хозяина воды, Бусыкузё — хозяина лугов, Нюлэсмурта — хозяина леса. Поэтому удмурт никогда не скажет: «Человек — хозяин природы, природа — не храм, а мастерская». Природа для него — именно храм, он не будет относиться к ней потребительски.
— Старики учили пользоваться благами природы разумно и с благодарностью. «Срубил дерево, скажи «cпасибо» лесу», — говорили они. Кроме того, существовали и до сих пор существуют определённые табу. Нельзя, например, рвать в лесу купавки и саранки, а если выкопал саранку, чтобы посадить у себя на участке, нужно положить на то место, где она росла, кусочек хлеба, — говорит Марина Ягуткина.
Табани: Понадобится 400 граммов пшеничной муки, 200 граммов молока или воды, 50 граммов масла, 1 яйцо, 20 граммов дрожжей, соль по вкусу. Вечером замесить тесто. На следующее утро его следует перемешать. Табани выпекают на сковороде как блины. Их очень вкусно есть со сметаной и вареньем, мороженым и повидлом.
Хлеб для удмурта — священный продукт. По словам нашей собеседницы, считается, что самая серьёзная клятва — когда человек клянётся хлебом, положа руку на каравай.
— Возможно, это потому, что в каждом удмурте есть ген хлебопашца, — говорит она. — А ещё есть старинная пословица: «Добывай хлеб, работая». И удмурты к любой работе, что на поле, и вне его, как правило, относятся с большой ответственностью. Думаю, не случайно в разных регионах, в том числе и в Свердловской области, многие любят удмуртскую продукцию, к примеру, молочную. Я и сама по возможности стараюсь покупать удмуртские продукты. Ведь добросовестность работников напрямую влияет на качество товаров, а удмурт, даже если ему зарплату не платят, довольствуясь малым, всё равно старается работать на совесть.
Евгения Вахрушева, почётный председатель СООО «УдНКО «Эгес» рассказала о таком случае:
— Колхоз в селе Патруши в 50-ые годы был совершенно развален. Приехавшая удмуртская семья из Юкаменска Удмуртской республики, увидев запустевшие земли чернозёма, начали их обрабатывать. К ним стали присоединяться вновь прибывшие удмуртские семьи. Они подняли колхоз и сделали миллионером. Позже в этот колхоз стали вози гостей из заграницы, показывали, как надо работать. Впервые тогда в Свердловской области ввели хозрасчёт, это были первые шаги к рыночной экономике. Вся инфраструктура была создана на деньги полеводов, животноводов колхоза. И сегодня Патруши живут и процветают. Где удмурт появляется, там оживает производство.
— К труду в удмуртских семьях принято приучать с раннего детства. Девочек учат рукоделию, ведению домашнего хозяйства, а мальчика — мужской работе. Что бы ни случилось, если есть у удмурта клочок земли, он её обработает, избу поставит, быт обустроит. И всё своим трудом, — утверждает Ринат Рахимзянов.
Сам он многое умеет делать своими руками, в том числе — лапти плести. Этому научил его отец, который подростком в военные и послевоенные годы не одну сотню лаптей сплёл для односельчан и жителей соседних деревень, у которых не было возможности приобрести другую обувь. Лапти, которые плетёт Ринат, расходятся как сувениры.
Словарь