Система оказания медицинской помощи матерям и детям претерпела значительные изменения за последние несколько лет. Как она устроена сегодня и что предстоит сделать в этой сфере в 2016 году – об этом «ОГ» рассказала Светлана Татарева, начальник отдела организации медицинской помощи матерям и детям минздрава Свердловской области.
— Светлана Викторовна, расскажите о трёхуровневой системе оказания помощи матерям и детям.
— Эта система уже два года работает в нашей службе родовспоможения и детства. То есть все учреждения разбиты на три группы. Первая группа, или первый уровень — это центральные районные больницы, фельдшерско-акушерские пункты, небольшие сельские больницы, в которых проходит менее 300 родов в год. Там специалисты могут оказывать помощь только женщинам с физиологически протекающей беременностью.
Ко второй группе относятся межмуниципальные многопрофильные центры. Их в области 18, в структуре многих есть перинатальные и детские центры. В рамках программы модернизации во всех таких больницах мы укомплектовали отделения инкубаторами для новорождённых, аппаратами искусственной вентиляции лёгких для реанимации новорождённых и детей постарше, мониторами для наблюдения. Там созданы все условия для оказания диагностической и лечебной помощи, в том числе для беременных и детей всех возрастных групп.
Учреждения третьего уровня — самые мощные медицинские организации, в службе родовспоможения и детства таких шесть. Первое — Областная детская клиническая больница №1. На её базе работает центр для детей с редкими заболеваниями, сосредоточена вся хирургия новорождённых, там же находится и Областной перинатальный центр. Второе — Федеральный институт Охраны материнства и младенчества, который оказывает наряду с областным перинатальным центром помощь пациенткам высокой группы риска. Третье — Перинатальный центр при 10-й детской больнице Екатеринбурга. Четвёртое — детская больница №9 в Екатеринбурге — оказывает неотложную помощь по хирургии для детей старшего возраста со всей области. Пятое — Центр «Бонум», где оказывается высокотехнологичная помощь по офтальмологии, челюстно-лицевой хирургии, кохлеарной имплантации, ортопедии и неврологии. Шестое — Областной центр охраны здоровья матери и ребёнка, где сосредоточен весь неонатальный скрининг области, пренатальная диагностика, медико-генетическая помощь детям и центр репродуктивных технологий. Уже чётко отработана система маршрутизации, причём добраться в нужное учреждение при необходимости можно на транспорте больницы в плановом порядке.
— В каких ситуациях это бывает необходимо?
— Например, транспортировка беременных для перинатальной диагностики и родоразрешения в межмуниципальный центр или учреждение третьего уровня. Такую диагностику сегодня мы проводим у 90 процентов будущих мамочек, что позволяет ещё на этапе беременности выявить врождённые аномалии развития у ребёнка. Все женщины с пороками развития плода попадают в Областной перинатальный центр ОДКБ. Здесь, а также в НИИ ОММ и перинатальном центре городской больницы № 10, в межмуниципальных перинатальных центрах сосредоточены 98 процентов всех преждевременных родов.
— Применяются ли в данном случае информационные технологии?
— Конечно. У нас есть программа мониторинга беременных. Данные всех будущих мам области, кроме Екатеринбурга (он пока в этом не участвует), заводятся в компьютерную программу, как только они встают на учёт в женской консультации. Там есть вся информация: результаты анализов, группа риска, рекомендации акушера-гинеколога. В случае необходимости врачи на местах могут запросить в режиме онлайн консультацию у своих коллег из Областного перинатального центра. Все тяжёлые случаи отслеживаются, и беременные женщины направляются в учреждения второй и третьей группы. Кроме того, нами активно используются видеоконсультации — при постановке диагнозов, выборе метода лечения у матери и ребёнка. В 2014-м было сделано около 700 таких видеоконсультаций, а за 2015-й будет ещё больше.
— Внимание к женскому и детскому здоровью входит в программу «Здоровье уральцев». Это настолько проблемная сфера?
— Одна из основных наших задач — это улучшение демографической ситуации. Поэтому в программе есть такой пункт — оказание помощи бесплодным парам. На базе каждого межмуниципального перинатального центра были созданы кабинеты бесплодного брака. Семьи, которые не могут завести детей, туда обращаются, их там обследуют. После их направляют в Центр экстракорпорального оплодотворения в Екатеринбург. Таких пар у нас достаточно много, и вид этой помощи очень востребован. Есть небольшая очередь, но она быстро двигается. И в 2016 году мы планируем делать более 2 500 процедур, относящихся к вспомогательным репродуктивным технологиям.
Также по программе «Здоровье уральцев» мы начали ещё активнее, чем раньше, работать с проблемой абортов. Минздравом РФ была поставлена задача снизить количество абортов в Свердловской области на три тысячи, нам удалось снизить на пять с половиной тысяч. Сейчас в каждом межмуниципальном перинатальном центре находится Центр кризисной беременности, и внедрено доабортное консультирование акушера-гинеколога, психолога. Мы не уговариваем отказаться от аборта, мы разговариваем с женщинами. И если в 2014-м всего пять процентов женщин принимали решение в пользу сохранения беременности, то в 2015-м — уже 12 процентов. И это очень хороший результат.
Важный момент, который также обозначен в губернаторской программе, — это репродуктивное здоровье детей и подростков: детская гинекология, уроандрология, профилактика нежелательных беременностей. Сейчас у нас существует девять «клиник, дружественных молодёжи», например, в Ирбите, Первоуральске, Каменске-Уральском, Алапаевске, Екатеринбурге, где подростки могут получить ответы на самые непростые вопросы.
— Какое внимание уделялось в этом году детям-инвалидам?
— Ещё в начале года мы проверили все регистры детей-инвалидов в каждой территории и в областных учреждениях. И продумали, как сделать помощь для них ещё доступнее. Во-первых, один-два раза в год в обязательном порядке такой ребёнок должен быть госпитализирован для планового лечения в межмуниципальный детский центр или в областное учреждение третьего уровня. Во-вторых, это возможность получения видеоконсультации. И в-третьих, использование реабилитационных выездных бригад — такие бригады существуют при центре «Бонум». По заявке они выезжают в территорию, проводят консультации и составляют план реабилитации.