Какие офтальмологические заболевания сейчас наиболее распространены, кто им подвержен и как их лечить? Об этом рассказывает главный офтальмолог УрФО Сергей Коротких.
Досье «ОГ»
Сергей Александрович Коротких — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, главный офтальмолог УрФО, практикующий офтальмохирург, проводящий до 350 операций в год (в том числе показательных, для врачей). Автор 18 изобретений и патентов, руководит пятью специализированными офтальмологическими центрами. Основными направлениями его научной и практической деятельности стали офтальмотравматология, витреоретинальная хирургия, рефракционная хирургия глаза.
— Сергей Александрович, расскажите о самых распространённых заболеваниях глаз.
— Тенденции современности таковы, что сейчас чаще всего к нам приходят с двумя диагнозами: катаракта и миопия, попросту — близорукость. Развитие патологий связано с чрезмерной зрительной нагрузкой современного человека и ростом других заболеваний организма в целом.
— Как не остаться слепым при катаракте?
— Катаракта — это помутнение хрусталика глаза. После 45 лет хрусталик становится более плотным, зрение меняется. Наверняка многие сталкивались с тем, что с возрастом необходимы очки для чтения. Это нормальная ситуация, так называемое «старческое зрение». Хрусталик с возрастом может менять цвет, но пока он остаётся прозрачным, зрению ничего не угрожает. Причины катаракты — обменные нарушения. Они могут быть вызваны сахарным диабетом, различными сосудистыми нарушениями, применением различных препаратов, эндокринными нарушениями. Есть даже понятие стрессовой катаракты, которая развивается в результате каких-либо мощных негативных потрясений.
— Современные методы позволяют диагностировать катаракту?
— Да. В отличие от глаукомы, когда человек незаметно слепнет, катаракта имеет выраженные симптомы. Один из первых признаков — так называемая ложная близорукость. Появляется снижение остроты зрения вдаль, человек приобретает минусовые очки, но проходит время, и зрение ухудшается. Идеальным вариантом лечения во всех случаях, конечно же, был бы безоперационный метод. Но с катарактой это невозможно. Во всём мире признанный метод лечения катаракты — это хирургический метод, и чем раньше проходит операция, тем она успешнее.
Суть оперативного вмешательства по лечению катаракты в том, что хирург удаляет мутный хрусталик и имплантирует пациенту искусственную линзу. Раньше операция была достаточно травматичной. Сравните: при размере глаза в 24 миллиметра делался разрез в 8–9 миллиметров с обязательным наложением специальных швов. После операции пациентам приходилось ещё два-три дня лежать в стационаре под наблюдением врачей. Сейчас же достаточно надреза в 2,5 миллиметра. У большинства пациентов операция может проводиться амбулаторно.
— А как можно навсегда избавиться от близорукости?
— С помощью лазерной коррекции. Механика операции такова, что с помощью лазера в роговице глаза создаётся линза, благодаря которой проблемы со зрением исчезают. Положительного эффекта может хватить на всю жизнь, всё зависит от специалиста и качества его работы.
— Как вы оцениваете качество медицинской помощи на Урале?
— Главным принципом нашей работы стал индивидуальный, а не поточный метод оказания медицинских услуг. Мы давно пришли к выводу, что лечение будет максимально эффективным только в том случае, если, во-первых, проводить комплексное обследование состояния пациента, и во-вторых, если учитывать все индивидуальные особенности каждого человека, не закрывая глаза ни на что. Ярким и наиболее убедительным подтверждением качества работы медиков может стать тот факт, что сами доктора и их родственники предпочитают лечиться у нас. Ведь нередки случаи, когда врачи, открывающие свою частную практику, заболев, уезжают лечиться в США, Израиль или Германию, не доверяя собственным коллегам.