Еврейские диаспоры есть в большинстве стран, и Россия вместе с Уралом – не исключение. До революции в Екатеринбурге была синагога (в переводе с греческого – собрание), еврейская школа и несколько молельных домов. Известно циничное высказывание обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева о евреях: треть вымрет, треть переселится, треть растворится среди прочего населения. Не растворились, не вымерли! Как удаётся на протяжении тысячелетий сохранять традиции и самобытность этому народу, рассказала директор Екатеринбургского еврейского культурного центра «Менора» Ирина Гуткина.
Cправка «ОГ»
– Ирина Ароновна, по данным переписи, у нас в области живёт около семи тысяч евреев. На сколько нужно умножить эту цифру, чтобы получить реальную картину?
– Думаю, на три, а то и на четыре. Не секрет, что многие меняли имена, «шифровались», и на то были веские причины: гонения наш народ претерпевал, начиная с древнего Египта, в царской России существовала пресловутая черта осёдлости, евреям не разрешали жить в больших городах, детей не брали на учёбу и так далее. А холокост? Пепел Освенцима и других лагерей смерти, Бабий Яр до сих пор стучат в сердце. Сталин тоже был болен «еврейским вопросом», существовали различные, хоть и негласные, ограничения и в брежневское время. По нашим данным, только в Екатеринбурге сейчас около 17 тысяч евреев, в Нижнем Тагиле – 2,5 тысячи. У нас есть эти цифры, поскольку мы много занимаемся благотворительностью, а помогать можем только тем, кто докажет принадлежность к нашему народу (для нашей организации мы определяем национальность по «Закону о возвращении»: он признаёт евреем всякого, рождённого от матери-еврейки или принявшего иудаизм и не исповедующего никакой другой религии. Этот закон даёт право на израильское гражданство супругам, детям и внукам евреев, независимо от их национальности и вероисповедания). Закон (галаха) гласит: евреем признают того, у кого по материнской линии в любом поколении – мать, бабушка, прабабушка – был кто-то этой национальности, что подтверждено документально. А по жизни это вполне может быть Иванов Иван Иванович. Кстати, благотворительность – обязанность, одна из 613 заповедей. Сами мы в шутку называем свою религию самой свободной в мире: надо строго соблюдать всего-навсего 613 заповедей, а всё остальное можно!
– Ваш народ – один из самых древних. Как вы думаете, почему Солженицын в своей книге «Двести лет вместе» анализирует только этот отрезок времени?
– Тут как раз всё понятно. Когда разделили Речь Посполитую и часть, где было довольно много евреев, отошла к Российской империи, и начался отсчёт их массовой жизни в России. У нас ведь много различных течений: кавказские, марокканские, сефарды, ашкенази, часть которых и стали российскими евреями, они и больше всего пострадали от холокоста. В Европе еврейская диаспора в течение многих веков уже обжилась, даже язык свой появился – идиш, своеобразный вариант немецкого… Но к власти пришёл Гитлер, и в 1935 году появились так называемые нюрнбергские законы о чистоте немецкой расы.
– И в этом же городе, Нюрнберге, потом судили нацистских военных преступников. Удивительное совпадение. Но ведь и по канонам иудаизма Всевышний тоже назвал евреев особым, богоизбранным народом…
– Это совсем другое! Я вам объясню и даже нарисую. Наш народ считается богоизбранным, потому что общается со Всевышним напрямую, без посредников. Нельзя ничему и никому поклоняться, кроме самого бога. Потому у нас нет храмов, точнее, их было всего два и оба разрушены. В Торе, священной книге, нет даже конкретной географической привязки у описываемых событий. Чтобы помолиться, не обязательно идти в синагогу, достаточно собраться десяти и более мужчинам со свитками Торы в молельном доме, комнате, а женщинам вообще можно не молиться. Раввин у нас не назначается, а выбирается или даже приглашается общиной, он больше учитель, а не надзиратель за строгим соблюдением заповедей. А философию мировоззрения еврейского народа можно изобразить так: в центре я – если я соблюдаю заповеди, работаю над собой и живу по справедливости, это непременно отразится в следующем круге – моя семья, в третьем круге – наша община, в четвёртом – страна, где мы живём, и в пятом – весь мир. Всё в жизни взаимосвязано, и добро непременно отразится добром, а зло – злом.
В еврейский менталитет крепко вбито уважение к обычаям и традициям страны, где они живут: всегда помни, кто ты и где живёшь, храни свою самобытность и перенимай всё лучшее из окружающего мира. И ещё несколько жизнено важных принципов. Нужно много учиться, еврейский ребёнок должен учиться с трёх лет и уже начинать читать Тору, это нелегко, ведь она написана на древнееврейском языке.
Словарь
– А как выглядит национальный костюм?
– В каждой стране по-разному, но есть обязательные для всех верующих элементы. Для мужчин – цицит, талит катан – нательная рубаха или пояс с обязательными узелками, их должно быть 613, по числу заповедей, и кипа, маленькая чёрная шапочка на макушке. Кипу часто носили под кепкой, когда не хотели афишировать свою национальность. А у женщин должны быть закрыты плечи, колени и желательно ходить с покрытой головой.
Праздники
– Не могу не затронуть ещё одну тему – изумительный еврейский юмор. Достаточно назвать лишь несколько мастеров этого жанра: Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Ефим Шифрин… Еврейские анекдоты идут отдельной строкой во всех сборниках и Интернете. Это тоже проявление ментальности вашего народа?
– Думаю, да. Иначе было бы не выжить за столько лет преследований и гонений. Я вам тоже анекдот расскажу. Германия, уже приняты нюрнбергские законы, тяжелейшие времена. Ещё не сгоняют в гетто и концлагеря, но на работу уже никуда не берут. Помыкался один еврей, да и согласился на единственную вакансию – дрессировщик львов. И вот выходит он в клетку со львом и от страха начинает читать главную еврейскую молитву. Лев открывает пасть, и оттуда… доносится та же молитва. Лев-то не настоящий, под шкурой такой же безработный еврей. Грустный юмор, конечно, но какой народ ещё способен шутить над собой в, казалось бы, совершенно безнадёжных ситуациях?
Кухня: форшмак
Вопреки расхожему мнению, что евреи очень любят фаршированную рыбу (фиш), всё-таки более популярен форшмак – сливочное масло с мелко порезанным филе слабосолёной селёдки.
Ингредиенты – филе сельди – 150 граммов, яйца – 2 штуки, яблоко зеленое – 50 граммов, сливочное масло – 70 граммов, лук – 70 граммов, ломтик ржаного хлеба – просто перемалываются в блендере или мясорубке. Отметим, что в каждой еврейской семье есть свой фирменный рецепт этого блюда, неизменны только масло и селёдка.