Кому платить стипендии?

: Лариса Хайдаршина, Алёна Хазинурова, Татьяна Соколова

Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Николай Булаев предложил разделить студентов на три группы: «Первая – внебюджетники, вторая – бюджетники, которым государство оплачивает учёбу, но не даёт стипендию, потому что они никаких обязательств перед государством не берут, и третья – те, кто учатся бесплатно за счёт бюджета и получают серьёзную стипендию, но имеют обременение в виде договора целевого направления туда, куда государству или муниципалитету нужно».

Он предложил увеличить стипендии для «целевиков» до 10–15 тысяч рублей. По его мнению, такая мера обеспечит кадрами здравоохранение, образование и оборонную промышленность.

Лариса Волкова, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики УГМУ:

– Бюджетники сегодня – это лучшие наши студенты, и отбирать у них стипендию никак нельзя. «Целевики» – те, кто не прошёл по конкурсу на бесплатное обучение, признаюсь, учатся средне, да и потенциал у них ниже. Чего мы добьёмся новой системой? Оставшись совершенно без средств к существованию, студенты-бюджетники станут больше работать – а значит, клевать носом на занятиях, у них не будет оставаться сил на учёбу. В итоге мы потеряем их как специалистов – качественно подготовленных и хорошо обученных, и пострадает вся государственная система здравоохранения. Ведь эти врачи впоследствии придут трудиться в больницы, и нехватку знаний, недополученных во время учёбы, в результате почувствуют пациенты.

Аслан Кагиев, председатель студенческого проф­кома УрФУ:

– Стипендию надо платить в зависимости от успеваемости, даже студентам-платникам. За стремление получить качественные знания – поощрять, тогда будет эффект, повысится ценность хорошей учёбы и в целом образования. Если выплачивать стипендию только «целевикам», то будет перекос по направлениям – например, на гуманитарных факультетах университета и бюджетников-то почти нет, не то что «целевиков». Кроме того, нельзя оставлять без поддержки государства малообеспеченные слои населения: если человек из бедной семьи стремится к образованию, учится в вузе, его необходимо поддержать материально. Непременно должна быть стипендия у малообеспеченных студентов.

Татьяна Иглина, директор школы №2 Красно­уфимска:

– Мы берём на работу выпускников местного педагогического колледжа с условием, что они сразу после выпуска, летом, поступают на заочное обучение в педуниверситет. Хотя я считаю, что лучший учитель тот, кто выучился на очной форме обучения в профильном вузе, и качество знаний в этом случае высокое, и владение методикой преподавания достаточное. Сегодня почти все студенты подрабатывают, и качество образования от этого страдает. А вот если бы стипендия позволяла им заниматься в вузе только учёбой, в школу приходили бы работать лучше подготовленные учителя. В своё время моя стипендия была 40–50 рублей – почти половина средней зарплаты, и я могла позволить себе не работать.

Анастасия Прямичкина, студентка 2-го курса факультета социологии и политологии Уральского государственного педагогического университета:

– Стипендия позволяет нам, студентам, хоть немного почувствовать себя независимыми финансово от родителей. Поэтому я против того, чтобы бюджетников совсем лишали её. Я сама сейчас получаю повышенную – это около 2 500 рублей, для меня это очень хорошая поддержка. Вообще, стипендия – ещё определённый способ мотивации студента и на отличную учёбу, и на активное участие в жизни университета, например, в клубе парламентских дебатов УрГПУ, в спортивных мероприятиях, в КВН. За всё это в нашем вузе можно получить повышенную стипендию. Что касается «целевиков», то они также получают стипендию, по­этому разделять студентов таким образом, отбирать у одних, чтобы добавить другим, не вижу смысла.

Екатерина Волкова, сотрудник внеучебного отдела Уральской государственной архитектурно-художественной академии:

– Я считаю, что ребята, которые поступают на бюджет, заслужили получать стипендию, они долго шли к этому, приложили немалые усилия, чтобы поступить. И их надо поддерживать. Для студентов из не очень обеспеченных семей иногда это возможность что-то приобрести, куда-то поехать. Также стимулирует на хорошую учёбу. Поэтому убирать её у бюджетников не стоит.

Кстати

На днях вышел указ губернатора Свердловской области о назначении специальных стипендий студентам, обучающимся в вузах региона. Их присуждают за выдающиеся успехи в учёбе и исследовательской деятельности, участие в областных, всероссийских и международных конкурсах.

Самую большую часть стипендиатов – 120 человек – составляют студенты, обучающиеся по основным программам высшего профессионального образования. Из них – 37 учащихся Уральского федерального университета, 15 человек из Уральского государственного педуниверситета, 14 – из Российского государственного профессионально-педагогического университета, 14 – из Уральского института экономики, управления и права, 11 – из Уральского государственного экономического университета, восемь студентов из Уральского государственного горного университета, семеро – из Гуманитарного университета, четверо – из Уральского государственного медуниверситета, четверо – из Уральского государственного аграрного университета, трое – из Российской академии народного хозяйства и государственной службы, а также по одному студенту из Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Уральского юридического института МВД РФ и Уральского госуниверситета путей сообщения.

Отметили также 68 ребят, получающих среднее профессиональное образование, самая большая группа из них – 20 человек – представляет Свердловский областной медицинский колледж. Стипендии получили и 35 аспирантов, 18 из них учатся в УрФУ.

В соответствии с указом студенты вузов получат по полторы тысячи рублей за месяц, аспиранты – по две тысячи рублей, студенты техникумов и колледжей – по 900 рублей. Для получающих стипендию во второй раз предусмотрен повышающий коэффициент – 10 процентов, в третий раз и более – 20 процентов. Выплата будет производиться единовременно.