Ещё один народ, без которого палитра национальностей Урала будет неполной – это азербайджанцы. В регионе, по оценкам диаспоры, их насчитывается более 50 тысяч человек: кто-то родился уже здесь, другие же приехали совсем недавно. Последних много среди студентов, неслучайно в Уральском федеральном университете существует Азербайджанское землячество.
Справка «ОГ»
Распространённые имена:
– Мои родители приехали в Россию 24 года назад. Папа отправился сюда из-за бизнеса, а мама с ним. Я родилась уже в России. Родители быстро освоились на новом месте, поэтому мы остались здесь, но о своих истоках не забываем! Отмечаем национальные праздники и регулярно готовим традиционные блюда, – поделилась с «ОГ» Лала Гасанова, член Азербайджанского землячества УрФУ. Её приятельница, руководитель культурно-массовых мероприятий Азербайджанской молодёжной организации России в Екатеринбурге Айсел Шыхлинская добавила, что она, как и многие уральские азербайджанцы, регулярно бывает на родине своего народа – по три-четыре раза в год.
– Там мы проводим время с семьёй и отдыхаем, как любые туристы, – объясняет Айсел. Несмотря на то, что родилась девушка тоже на Урале, она в совершенстве владеет национальным языком. Большую роль в этом сыграла общественная организация «Азербайджан», где молодёжь может изучать культуру, язык и традиции своего народа.
Словарь
Тесная связь с истоками отражается и в одежде. У Лалы и Айсел есть национальные костюмы, но помимо этого обе стараются добавлять частичку азербайджанской культуры в гардероб на каждый день. Айсел, к примеру, носит жилеты с орнаментом от молодого дизайнера из Баку Хокумы Гаджиевой – вариант не только стильный, но и удобный. А вот Лала зачастую носит сумку с национальными узорами.
Неотъемлемой частью азербайджанской культуры является кухня. В семье Айсел готовят национальные блюда почти каждый день. Большинство ингредиентов удаётся найти здесь, в Екатеринбурге. Однако некоторые продукты кардинально отличаются по вкусу от привезённых из Баку. К примеру, хурма, гранаты и бакинские помидоры намного вкуснее тех, что продаются на Урале. А Лала поделилась, что её семья часто готовит долму из виноградных листьев. Купить на Урале хорошие листья для долмы очень непросто, поэтому их из Баку присылают родственники Лалы.
Кухня: долма из виноградных листьев
10–20 виноградных листьев (свежих или солёных), 250 граммов мясного фарша, 100 граммов риса, морковь, лук, соль по вкусу, 50 миллилитров растительного масла, лавровый лист, молотый чёрный перец, 400 миллилитров воды (пополам для риса и для долмы).
Отварить рис и остудить. Виноградные листья распарить в кипятке. Нашинковать морковь и лук и слегка обжарить на сковороде, затем смешать с фаршем. Когда мясо будет готово, всыпать в сковороду рис, добавить специи. Виноградные листья разложить на тарелке и аккуратно выложить в них начинку, а затем свернуть в аккуратные конвертики. Свернув все конверты, положите их в сотейник, залейте водой и добавьте лавровый листок. Варите в течение 5–10 минут. Долма готова.
– Вы, наверное, слышали о таком красивом дне, как Новруз-Байрам – это праздник весны, весеннего равноденствия, символизирующий обновление природы. Отмечаем мы его в Екатеринбурге, как и принято, с максимальным соблюдением необходимых традиций. Ведь считается, что благополучие в следующем году напрямую зависит от того, как человек встретил Новруз. Недаром положено к приходу весны всё обновлять, покупать новые вещи: одежду, мебель и другое, – говорит Айсел. – Главный атрибут Новруза – праздничный стол. Приготовления наша семья начинает за месяц. Сперва мы готовим «семени», это проросшая пшеница. По традиции полагается прорастить пшеницу, нежные ростки обвязать красной лентой и поставить в центр подноса, а вокруг положить смесь сладостей, орехов и фруктов. Сюда же – зеркальце, свечу и крашеное яйцо. До самого праздника эта композиция будет украшать стол. В течение всего месяца готовятся сладости: шекербура, пахлава, бадамбура, гогал… Как правило, в ночь с 20 на 21 марта на столе должна стоять пища из семи блюд, название которых начинается с буквы «с»: сумах – приправа, сюд – молоко, сирке – уксус, сабзи – зелень и другие. Новруз-Байрам полагается отмечать всей семьёй дома, а ночью, чтобы из дома не ушло счастье, до самого утра не гасить свет.
Интересно, что одним из самых важных для азербайджанцев праздников Айсел называет… День Победы. И недаром – во Второй мировой войне с оружием в руках сражался каждый пятый житель Азербайджана: при населении республики в 3,4 миллиона человек всего на фронт ушли более 700 тысяч азербайджанцев. Почти половина из них были убиты, ещё около 50 тысяч попали в плен.
Праздники
Среди национальных традиций обе девушки – и Айсел, и Лала – особенно выделяют сватовство. И хотя ни к одной из них сваты пока не приходили, юные азербайджанки знают ритуал на отлично. Так, главным атрибутом этого важного для всех семей события является чай. Его принято употреблять из специального бокала грушевидной формы, у которого низ и верх широкие, а середина заужена. У азербайджанцев не принято напрямую спрашивать, выдадут ли дочь замуж её родители за молодого человека, который пришёл свататься. Всё решается как раз через чаепитие.
– Если в кружку сватам родители положат сахар, то ответ положительный, а если сахар останется рядом на тарелке, то получен отказ, – рассказывает Айсел.
По традиции отец невесты не должен сразу же давать своего согласия на брак. Жених и его семья обязаны как минимум два раза просить руки девушки, после чего, на третий, глава семейства даёт ответ. Отказ родителей невесты далеко не всегда останавливает молодых влюблённых. Азербайджанский жених вполне может… украсть свою невесту.
– История моих родителей больше похожа на сюжет романтического фильма. Мой папа не ходил свататься к родителям мамы, потому что знал, что они были против этого союза. Поэтому, встав перед выбором, он просто украл свою будущую жену. Она совсем не была против и сбежала с молодым человеком. Позже отец поступил в УПИ и перевёз всю нашу семью в Свердловск, – поведал Эмиль Довлатов, 21-летний студент УрФУ. Обычно, если невеста сбегает с женихом, она теряет связь с семьёй. Но со временем, как показал опыт родителей Эмиля, узы восстанавливаются.
Сам парень, когда придёт время для женитьбы, намерен следовать традициям и идти на сватовство. По его словам, самой волнительной частью является именно ожидание согласия родителей девушки. Впрочем, Эмиль признался, что ради сильной любви готов пойти и на кражу невесты – но только в крайнем случае.
– Сложно говорить за всех, но для меня Урал стал второй родиной. Я живу здесь с детства, поэтому все друзья у меня тоже тут. Конечно, было трудно привыкнуть к морозам, когда я езжу в Азербайджан, очень чувствуется перемена климата. Но это нестрашно, – делится Эмиль.