«Каждое сердце удивляет»

: Елена Абрамова
Фото: Ольга Белкина

Высокий уровень заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний привёл к тому, что кардиология и кардиохирургия вошли в число приоритетных направлений современной медицины. В Свердловской области их развитию уделяется серьёзное внимание. Неслучайно областной Центр сердца и сосудов на протяжении уже 16 лет демонстрирует все достижения российской кардиохирургии. Сегодня мы беседуем с научным руководителем центра, профессором, главным кардио­хирургом УрФО и Свердловской области Эдуардом Идовым.

Досье «ОГ»: Эдуард Идов

  • Родился 20 сентября 1940 года в Свердловске.
  • В 1964 году окончил Свердловский государственный мединститут.
  • С 1964 по 1967 год работал хирургом в Новолялинской больнице. 
  • С 1967 по 1977 год работал в отделении сердечной хирургии городской больницы №23 Свердловска,
  • С 1977-го — в ОКБ №1.
  • С 2007 года заведует кафедрой сердечно-сосудистой хирургии Медуниверситета, доктор медицинских наук, профессор.
  • Женат, имеет сына, внучку.

– Эдуард Михайлович, какие заболевания сердечно-сосудистой системы требуют хирургической коррекции?

– Сердечно-сосудистая патология, с которой встречаются кардиологи и кардиохирурги, включает широкий спектр заболеваний сердца и сосудов: ишемическую болезнь, врождённые и приобретённые пороки, сложные нарушения ритма, многочисленные заболевания сосудов. Абсолютное большинство из перечисленного в определённое время подлежит хирургической коррекции. Но кардиохирурги выполняют лишь этап в лечении больного. До встречи с кардио­хирургом и после выполнения операции больной наблюдается и будет наблюдаться у кардиолога. Вот почему так важно кардиологам и кардиохирургам иметь единую идеологию, стратегию и тактику в лечении пациента – обследовании, определении показаний к оперативному вмешательству и срокам его проведения, послеоперационному ведению и реабилитации. Как сказал Рене Фавалоро, один из основателей коронарной хирургии, «кардиология и кардиохирургия – это две руки одного организма, которые постоянно должны помогать друг другу». Практика это ежедневно подтверждает. На всех этапах лечения пациента должна быть чёткая преемственность.

– Как создавался Центр сердца и сосудов и что он представляет из себя сегодня?

– Именно по этим причинам в 1999 году в Областной клинической больнице №1 был создан Центр сердца и сосудов, включающий восемь отделений кардиологического и кардиохирургического профиля. 16 лет работы показали эффективность и целесообразность такого объединения, и по нашему примеру во многих крупных областных больницах России были созданы подобные центры.

Сегодня Центр сердца и сосудов – это основное звено в оказании высокотехнологичной кардиохирургической помощи в нашей области и один из ведущих кардиохирургических центров России.

Факт

Среди кардиохирургических центров, расположенных в разных городах России, Свердловский областной Центр сердца и сосудов имени М.С. Савичевского занимает третье место по количеству операций на работающем сердце, четвёртое по количеству имплантируемых электрокардиостимуляторов, пятое – по количеству операций аортокоронарного шунтирования, седьмое – по клапанной хирургии, по количеству операций при кардиомиопатии и по количеству операций при врождённых пороках сердца.

– Расскажите о вашем коллективе.

– Я начинал работать 50 лет назад, и на моих глазах выросло уже пятое поколение кардиохирургов. Стараемся делать ставку на молодых, и руководство центром я осознанно передал кандидату медицинских наук, очень талантливому хирургу Константину Кондрашову. Он один из лучших в России специалистов в сфере коронарной хирургии. Это очень деликатное направление, связанное с мельчайшими сосудами. Представляете, нужно сшить сосуды толщиной 1,5–2 миллиметра так, чтобы они работали без сбоев! У нас командная работа, только тесное взаимодействие хирурга, анестезиолога-реаниматолога, перфузиолога, операционных сестёр и сестёр-анестезистов может принести успех. Наш раздел медицины требует от врача понимания сложных патофизиологических процессов, происходящих в организме в результате заболевания. Надо обладать определёнными мануальными способностями, это не каждому дано. Сложные операции порой длятся и по пять, и по шесть часов, не всякий доктор психологически способен это выдержать. Кардиохирургия – это ремесло и искусство одновременно.

Справка «ОГ»

В Центре сердца и сосудов имени М.С. Савичевского Первой областной клинической больницы работают три доктора медицинских наук, 13 кандидатов медицинских наук, сейчас готовятся к защите ещё две докторские и две кандидатские диссертации. За год здесь внедряется порядка 12–15 новых технологий.

– Существует ли возрастной ценз для пожилых пациентов?

– Сейчас фактически нет. Анестезиологи научились выхаживать очень пожилых людей с множеством сопутствующих заболеваний. Более 60 процентов больных, которым мы ставим электрокардиостимуляторы – люди старше 70 лет. 70 процентов операций коронарного шунтирования делаем людям старше 60 лет. Помню, когда я начинал работать кардиохирургом, люди старше 40 лет рассматривались как потенциально сложные пациенты.

– Каким технологиям отдаётся предпочтение?

– Сейчас одно из важнейших направлений – малоинвазивная хирургия, задача которой минимизировать область вмешательства в организм и максимально снизить степень травмирования больного. Это сложно для хирурга, к тому же требуются специальное оборудование, инструментарий, но больному гораздо легче перенести мини-операцию, чем обычную. Такие операции у нас освоены. Замену аортального клапана у тяжёлых больных проводим не при помощи открытой операции с искусственным кровообращением, а ставим протез через сосуды. Больной уже на следующий день может вставать с постели и двигаться, а на четвёртый-пятый день отправиться домой. При аневризме аорты (расширении, при котором аорта может лопнуть и привести к мгновенной смерти больного) устанавливаются специальные протезы в аорту – стент-графты. Кровоток остаётся, а расширенная часть аорты «выключается».

При аортокоронарном шунтировании подавляющее большинство операций на сердце в стране проводится с искусственным кровообращением, при этом сердце просто останавливают на время. Кровь больного уходит в сложнейший аппарат, затем возвращается обратно, совершая множество циклов. Такой метод, конечно, очень помогает докто­рам, но имеет, кроме положительных, ряд отрицательных сторон. Мы научились выполнять эти операции на работающем сердце: специальные фиксаторы выключают участок сердца на расстоянии двух-трёх сантиметров, эта часть сердца прекращает сокращаться, хотя в целом оно продолжает работать. А на этом участке выполняется шунтирование сосуда. Мы одни из первых в России стали широко использовать эту методику.

– В Европе научились пересаживать искусственное сердце, а у нас?

– Людям, которые срочно нуждаются в пересадке сердца, но донора нет, мы вшиваем специальный аппарат, который помогает сердцу работать до того, как человек дождётся донорского органа. И, справедливости ради, отмечу, что мы первыми за пределами Москвы сделали пересадку сердца в 2006 году.

– Кардиология и кардио­хирургия шагнули далеко вперёд. Но уровень смертности, вызванный заболеваниями сердца и сосудов, по-прежнему высок. Чем это объяснить?

– Во-первых, эти заболевания связаны с естественным старением организма. Во-вторых, есть факторы, которые обуславливают их развитие, в частности, сахарный диабет, нарушение жирового обмена. Имеет значение образ жизни, питание, курит ли человек и множество других моментов.

– Как сохранить сердце здоровым?

– Наблюдать за своим состоянием и при его изменении в худшую сторону пойти к врачу и пройти обследование. Сейчас это просто и доступно каждому. Методов обследования множество, когда я начинал работать, была одна электрокардиограмма. Даже обычное биохимическое исследование крови может о многом сказать. Начинать лечение надо вовремя. Знаете, бывает, приходит больной еле жив и говорит, что ему диагноз ещё восемь лет назад поставили, сказали наблюдаться, но он не очень плохо себя чувствовал, поэтому по больницам не ходил… Должно быть понимание, что операцию важно делать вовремя. К сожалению, иногда к хирургу направляют только тогда, когда ничто другое уже не помогает. И, конечно, чтобы сохранить здоровье, важно правильно питаться и вести здоровый образ жизни.

– Есть в человеческом сердце что-то такое, что вас до сих пор удивляет?

– Каждое сердце индивидуально, и потому удивляет. Даже форма у каждого отличается, зачастую в зависимости от того, как его обезобразила болезнь. Здоровое сердце – потрясающий орган. Представьте себе, оно весит 250–300 граммов и так перекачивает нашу кровь, что за сутки она проходит путь длиной 80 тысяч километров. Сердце надо уважать и любить.

«Сердечный вопрос»

«Прежде хочу выразить благодарность редакции «Областной газеты» за новый проект «Здоровье уральцев». Мне 65 лет, вредных привычек не имею, но года четыре назад появились неприятные ощущения в области сердца, непостоянного характера. В Свердловской областной больнице №1, куда меня направили, сделали УЗИ, проконсультировал кардиолог и поставили диагноз: «Проляпс задней створки митрального клапана, надрыв хорды. Mi Re 11 ст. НК 1(NYYA)». Назначили лечение: «Магнерот» по одной таблетке три раза в день в течение одного месяца, дважды в год с ограничением в питании соли и животных жиров. Хотел бы узнать о возможном развитии данного заболевания и о его профилактике».

Михаил Мельников, Каменск-Уральский

Отвечает главный кардиохирург Свердловской области и УрФО Эдуард Идов:

– Провисание створки митрального клапана, скорее всего, произошло из-за отрыва хорды. По-видимому, существует анатомический недостаток – слабость соединительной клапанной ткани. Клапан должен крепко держать кровь, но в данном случае этого не происходит. Надо иметь в виду, что через какое-то время вам потребуется провести реконструкцию сердечного клапана. Но, судя по диагнозу и результатам УЗИ, никакой спешки с этим нет. Раз в полгода вы должны посещать кардиолога и делать контрольное УЗИ сердца. Наблюдение у специалиста в данном случае обязательно, не пропускайте назначенные приёмы! Не рекомендую никаких повышенных физических нагрузок – вам стоит поберечь сердце. Постарайтесь обойтись без бега и штанги – вам хватит ежедневных прогулок на свежем воздухе.

Словарь «ОГ»

  • Хорда в сердце – волокнистая ткань, напоминающая мышцу, которая соединяет противоположные стенки левого желудочка сердца. Лишняя хорда – это аномалия, в этом случае она крепится к стенкам желудочка нетипичным образом. До сих пор специалисты спорят о том, несут ли хорды вред здоровью. Считается, что сами по себе они не требуют никакого лечения. Однако людям с лишними хордами в сердце рекомендуется регулярно посещать кардиолога. Ведь в любом случае она создаёт шумы в сердце, которые могут помешать услышать другие осложнения.
  • Митральный клапан - клапан между левым предсердием и левым желудочком сердца.

«ОГ» продолжает акцию «Сердечный вопрос». Вопросы о здоровье сердца и сосудов можно задать по адресу редакции: 620004, Екатеринбург, ул. Малышева, 101, «Областная газета» либо на электронный адрес: larisa@oblgazeta.ru