Среди жителей Среднего Урала немало немцев. И в этот раз гостями «ОГ» стали представители немецкой диаспоры – Элеонора Комарова (в девичестве Штейнбрегер), Мария Ермак (в девичестве Шультайс), председатель Национально-культурной автономии немцев Екатеринбурга Александр Граминский и один из создателей Национально-культурной автономии немцев Свердловской области Александр Бухгамер, в прошлом депутат Заксобрания региона. Они рассказали, что русские немцы и немцы ФРГ очень отличаются друг от друга. И дело не только в различном образе жизни и некоторых чертах характера. Жители Германии, как и других стран Европы, унифицировались, а русские немцы сохранили исконные национальные обычаи, традиции, кухню, фольклор.
Досье «ОГ»
Представители диаспоры удивляются, что молодёжь на Урале часто ничего не знает о том, что на Волге существовала немецкая автономия и думают, что немцы, которые здесь живут, это бывшие пленные и их потомки.
— Но немцы селились в России с допетровских времён, особенно много — больше 50 тысяч — приехало при Екатерине II. По её указу переселенцам предоставлялись различные льготы, а в Европе в то время была бедность и разруха. Мы с давних пор ведём семейную летопись, и я знаю, что мой предок прибыл на корабле в Россию в 1764 году, — рассказывает Александр Бухгамер. — В пути он познакомился с девушкой, которая впоследствии стала его женой. Прибыли они в Санкт-Петербург, потом подводами полтора года добирались до Волги. Немцы осваивали Поволжье, пережили Разина и Пугачёва, и всё бы хорошо, но случилась Первая мировая война, и отношение к ним стало меняться, хотя русские немцы воевали на стороне России. Мой дед был артиллеристом и потерял слух на Русско-японской войне. Когда началась Великая Отечественная, немцев Поволжья депортировали в Казахстан, Сибирь, на Урал.
— Мой прапрадед Дитрих Герц был хороший корабельщик, его при Петре I пригласили в Россию, чтобы он научил русских строить корабли. И вот спустя два с лишним века его потомки почему-то оказались врагами, — рассуждает Александр Граминский. — Но русские в ту пору тоже очень пострадали, в глубинке они всячески поддерживали высланных, и хороших немецких мастеров ценили на работе. Никаких конфликтов с русскими никогда не было. И вот фашистов победили, все надеялись вернуться на родину, на Волгу, но вынуждены были оставаться в спецпоселениях. А когда разрешили их покинуть, люди уже прижились и понимали, что если родные дома и сохранились, то там живут другие семьи и никто их не ждёт.
В 1991 году, когда был принят закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», в Свердловской области проживало порядка 31 тысячи немцев, сейчас осталось около 15 тысяч, остальные уехали в Германию. Возможно, если бы немцам вернули автономию, многие остались бы, пусть не на Урале, но в стране.
— В конце 80-х годов на волне преобразований началось активное движение русских немцев «Видергебурт» («Возрождение»). Его цель была — возродить немецкую автономию на Волге. Сделать это не удалось, и, когда открыли границу, люди стали массово уезжать. Северные города Свердловской области, Краснотурьинск, Карпинск покидали по две тысячи человек в год, причина была ещё и в том, что там закрывались предприятия, негде было работать, — отмечает Александр Бухгамер. — Но в 1995 году мы создали областное общество «Видергебурт», отделившись от общероссийского, и поставили задачу так: надо, чтобы русские немцы оставались в Свердловской области, объединялись и жили достойно. Добились улучшения финансирования со стороны партнёрских организаций ФРГ.
— Стали получать помощь из Германии: продукты, медикаменты, бытовые товары. Закупили оргтехнику, музыкальные инструменты, создали ансамбли, открыли языковые курсы для желающих изучать язык, — продолжает Александр Граминский. — Кстати, я сам язык знаю плохо, потому что в своё время стеснялся даже, когда мама с подругой, встретившись у магазина, говорили по-немецки. К сожалению, многие учили язык только для того, чтобы уехать.
Словарь
— Мы не раз проводили конгрессы российских немцев и региональные фестивали немецкой культуры. Отрадно, что молодёжь подхватывает наши инициативы: интересуется фольклором, шьёт национальные костюмы, летом едет в лингвистические лагеря, — рассказывает Элеонора Комарова.
Представители немецкой диаспоры считают очень важным передать детям обычаи и традиции, которые удалось сохранить, потому что на исторической родине они… практически утеряны.
— Сейчас русские немцы, приехавшие в Германию, объединяются, отмечают вместе русские и немецкие праздники. Неожиданно выяснилось, что местные не знают ни фольклорных песен, ни обрядов, ни национальной кухни. Они там американизировались, и всё потеряли, а мы в России бережно сохранили, — подчёркивает Мария Ермак. — Когда родственники и друзья из Германии приезжают на наши праздники, мы накрываем в церкви столы, они даже спрашивают: «Это что за блюда?» А ведь это традиционные национальные кушанья!
— Генеральный консул Германии в Екатеринбурге однажды сказал: «Чтобы жители ФРГ поняли, как красиво жили их предки, узнали свои традиции, им нужно встретиться с русскими немцами», — заметил Александр Граминский.
А Элеонора Комарова подчеркнула:
— Россия, наверное, единственная страна, покинув которую люди начинают тосковать, поэтому многие из тех, кто уехал в Германию в течение последних 25 лет, подумывают о возвращении, а кто-то уже вернулся.
Кухня: штрудель
Для теста: 1,5 стакана муки, 2 столовые ложки манной крупы, 1 желток, 1–2 ложки маргарина, 6 ложек сливок, 4 ложки воды, кориандр и соль — на кончике ножа.
Для начинки: 500 граммов печенья, 100 граммов миндальных орехов, 1 килограмм вишни, 1/2 стакана сахара, 1 чайная ложка корицы.
Замесить тесто и поставить на 20–30 минут, затем очень тонко раскатать. На тесто (на 2/3 листа) высыпать размолотые печенье и орехи. Вверху выложить вишню. Cвернуть в рулет, сверху смазать маслом и накрыть фольгой, чтобы рулет как следует пропёкся внутри. Поставить в горячую духовку (температура примерно 200 градусов). Минут через 20–25 снять фольгу и дать рулету зарумяниться. Подавать на стол можно с вишнёвым соусом.