На публикацию в «ОГ» (№201 за 30 октября 2015 года) об Игоре Британове, командире подводной лодки «К-219», с которой в 1984 году случилась авария, откликнулся участник другой, не менее драматичной аварии с атомной подводной лодкой «К-19» в 1961 году, тагильчанин Николай Батарев. Кстати, об этом эпизоде «холодной войны» тоже был снят американцами фильм с актёром Харрисоном Фордом, талантливо сыгравшем командира корабля.
…Николай Батарев готовился к увольнению в запас, за плечами уже было несколько походов, но поскольку парень отличался отменным здоровьем и имел немалый морской опыт, его направили на атомную субмарину — ракетоносец «К-19», служба на которой считалось почётной.
— Подлодка нам всем понравилась — и сам корабль, и ход, и управление, — вспоминает Батарев, главный старшина команды боевой части кораблевождения и связи «К-19». — Электроэнергии было очень много, мы её не экономили, как на дизельных лодках, воды в достатке. Мы даже загорали. 18 июня вышли в плавание, а 4 июля в Северной Атлантике случилась непредвиденная ситуация. Мы на земле отрабатывали свои действия на случай пожара, тренировались заделывать пробоины. Готовы были к любой аварии, но не к такой! В системе охлаждения реактора резко упали объём и давление воды из-за утечки, температура пошла вверх, в результате заклинило оба насоса, обеспечивающих циркуляцию воды в ядерном реакторе, температура в активной зоне начала приближаться к тысяче градусов. Дозиметры зашкаливали, а они были рассчитаны на 50 рентген.
Командир Николай Затеев принял тогда единственно верное в той ситуации решение — вручную смонтировать дублирующий трубопровод в системе охлаждения реактора, что было сделано в течение двух часов — это говорит о мастерстве высочайшего класса. Но трагедия была предотвращена ценой жизни нескольких членов экипажа.
В общей сложности с момента аварии до эвакуации экипажа прошло чуть более суток. Она была трудной: в открытом море два корабля, никаких трапов и сходней нет, карабкались через носовые горизонтальные рули. Переходили моряки нагишом, никто с собой ничего не брал, потому что всё «светилось» от радиации. Подводники-дизелисты давали товарищам свою одежду. Всех членов экипажа после отбуксировки лодки сразу направили на лечение и затем обследовали регулярно.
Позднее Никита Хрущёв на предложение наградить отважный экипаж, говорят, отрезал: «Я за аварии наград не даю!». И, кстати сказать, такое отношение к людям из подразделений особого риска сохранялось довольно долго — о них забыли. Правда, не забывали ежегодно, вплоть до 1986 года, вызывать в военкомат для подписи о неразглашении тайны. И только благодаря стараниям общественных организаций — на Среднем Урале это «Свердловское областное объединение ветеранов и инвалидов подразделений особого риска», отношение к проблемам людей, причастных к становлению ядерного щита страны, изменилось. Два года назад Владимир Путин подписал Указ №133 «О награждении государственными наградами Российской Федерации», в котором прописаны условия награждения людей из подобных подразделений.
— После лечения нам вручили часы, фотоаппараты и другие подарки, — вспоминает Николай Серафимович. — О наградах мы не думали — наградой нам была сама жизнь и предотвращение огромной беды. Уже потом я получил специальную медаль «К-19» и только в 1999 году — орден Мужества.
После возвращения в родной Нижний Тагил после военной службы Батарев более 50 лет проработал на коксохимическом производстве НТМК, был награждён орденом Трудовой Славы. Деятельный характер не даёт Батареву сидеть дома, и в 78 лет он возглавляет совет ветеранов комбината. Крепкое от природы здоровье не подводит моряка — пенсионер бодр и энергичен. Главной своей задачей считает заботу о людях, честно трудившихся на благо страны. И уже на протяжении многих лет делает многое для того, чтобы ветераны предприятия не чувствовали себя за бортом жизни. Сам Батарев занимается с детьми в клубе юных моряков.
Встречается иногда с товарищами по службе на различных торжествах в Москве. Из 139 членов экипажа осталось на сегодня меньше половины.
В тему
После аварии в Северной Атлантике лодку прозвали «Хиросима». В 1969 году «К-19» столкнулась с американской атомной лодкой. В 1972 году на «К-19» случился сильнейший пожар. Выгорело три отсека — пятый, шестой и седьмой, погибли люди. Кстати, при спуске «К-19» на воду не разбилось шампанское — лодка была оклеена мягкой резиной.