«Пенсионер, который не лежит на печи», — так говорит о себе житель Екатеринбурга Эдуард Зайцев. Даже выйдя на пенсию, он не перестал заниматься музыкой и давать концерты. С пяти лет он виртуозно играет на скрипке, а в течение жизни самостоятельно освоил гитару, клавиши, барабаны и бас-гитару - настоящий человек-оркестр. Сколько ему лет — Эдуард Васильевич не признаётся, на вопросы о возрасте с улыбкой отвечает, что он — человек преклонных лет.
— В пять лет меня отвели в музыкальную школу при консерватории, педагог посмотрел на меня и сказал: «У вашего мальчика короткие пальцы, он скрипачом никогда не будет!». Оттуда мы, конечно, ушли, а в соседней школе мне сказали уже другие слова: «У вашего мальчика такие длинные пальцы! А слух-то какой!» и сразу взяли, — вспоминает Эдуард Зайцев. — Мне попался замечательный педагог Георгий Яковлевич Воронин, который научил меня не только музыке, но и жизни. Благодаря ему я скрипочку и полюбил. Это же необыкновенный инструмент, который требует особого подхода! На скрипке нет ладов, в отличие от гитары — палец на грифе надо ставить точно в то место, где нота звучала бы идеально чисто, а определить это можно, только если у вас очень хороший слух.
В детстве Эдуарду Васильевичу приходилось преодолевать желание побежать на улицу и поиграть в футбол с ребятами в те моменты, когда надо было учить очередной этюд. Об упущенных моментах веселья музыкант не жалеет и уверен в одном — если скрипке уделяешь мало внимания, она обижается и перестаёт звучать. Одно из событий, определивших судьбу скрипача, случилось, когда ему было 13 лет:
— Тогда я впервые услышал джаз и сразу в эту музыку влюбился. В то время иногда можно было поймать радио-станцию «Голос Америки», хотя на территории СССР её сигнал постоянно глушили. По ночам там шла музыкальная передача «Time for Jazz» («Время для джаза»), и я, 13-летний, заслушивался композициями Вуди Германа, Чарли Паркера и Майлза Дэвиса из старенькой радиолы… Меня сразу привлекли необычные звучания, ритм и драйв этой музыки. Позже в музыкальном училище у меня на этой почве постоянно были конфликты с преподавателями, ведь тогда джаз считался музыкой врагов-капиталистов. На входе в здание училища даже висел плакат: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь!». Какое-то время я не обращал внимания на придирки и продолжал заниматься тем, что мне нравилось, даже создал первый в городе джазовый оркестр, но однажды мой преподаватель поставил вопрос ребром: «Выбирай — или я, или джаз!». Ничего выбирать я не стал, а написал заявление на отчисление и ушёл в армию.
В армии Эдуард Васильевич прослужил три года радистом — сначала в Приморье, а потом на Камчатке. Музыка не оставляла его и там — начальство довольно быстро узнавало о его музыкальном прошлом, выдавала первая же запись в трудовой книжке: «Солист оркестра цирка». Два раза он создавал военный оркестр практически с нуля. Причём в армию музыкант поехал без скрипки, пришлось просить маму выслать её почтой. Таким образом, инструмент проехал в посылке пол-России — с Урала до Дальнего Востока.
После армии скрипач неожиданно для всех поступил в радиотехникум и устроился техником-разработчиком в НИИ автоматики. 35 лет музыкант проработал на разных оборонных предприятиях страны — ковал щит Родины. В 90-е годы ушёл на пенсию и посвятил всё свободное время любимому делу. Пенсионер купил клавишный синтезатор, научился записывать музыку и занялся аранжировками. А сейчас он работает уже над… 59-м альбомом!
— Мне сейчас никакой оркестр не нужен, я сам умею делать любые аранжировки, — делится музыкант. — У меня уже около тысячи номеров, с которыми я выступаю на концертах: это и классика, и джаз, и кантри, и всё на свете. Музыка выручала меня всю жизнь, это мой способ заработать кусок хлеба и в то же время любимое хобби. На моём 59-м по счёту альбоме будут «Венгерские танцы» Брамса.
Эдуард Васильевич не только музыкант, но и немного писатель и переводчик. В 80-е годы он перевёл с английского толстенную биографию Майлза Девиса, которую случайно нашёл в магазине иностранной литературы, а позже написал и свою книгу «Джазмен» — повесть о музыке, музыкантах и жизни вообще. Правда, издать эти произведения хоть каким-нибудь тиражом у Эдуарда Зайцева не получилось — в типографиях и издательствах отказывались из-за отсутствия выгоды. Сейчас рукопись и перевод хранятся у пенсионера на компьютере, а книги, отпечатанные в единственных экземплярах, стоят дома на полке.