Что новенького в Новых?

: Елизавета Порошина

На карте Свердловской области три деревни Новых — в Горноуральском, Талицком городских округах и Сладковском сельском поселении. Все три сравнительно старые. Одной фактически уже нет — ни построек, ни людей там не осталось. Две другие продолжают существовать, вот только на обновление не рассчитывают — в обеих деревнях преимущественно живут пенсионеры, а для молодёжи нет ни работы, ни развлечений, ни Интернета.

Деревни Новые

Расположение Основана Население Расстояние до Екатеринбурга, км Газификация Инфраструктура
Горноуральский ГО 1920 г. 80 человек 250 км Нет Магазин, почтовое отделение
Талицкий ГО XVII в. 200 человек 300 км Нет Магазин

Интернет в одном доме

В горноуральской деревне Новой число местных жителей только сокращается — многие предпочитают перебираться в соседнее село Петрокаменское или в Нижний Тагил, поближе к цивилизации. Медпункт здесь закрыли в прошлом году, выездной ФАП приезжает только раз в неделю. Для того чтобы снять деньги с банковской карты или оплатить сотовую связь, приходится ехать в соседние населённые пункты.

Только в трёх семьях есть дети школьного возраста. Досуг здесь организовывать негде и некому — площадок для детей нет, а модемный Интернет только у одной-единственной жительницы посёлка. Местные школьники учатся в соседнем селе Башкарка в девяти километрах от Новой, а жители постарше просвещаются в библиотеке в соседней деревне Луговой в трёх километрах.

— У нас в деревне в основном люди пенсионного возраста, поэтому к тому, что досуга никакого нет, мы относимся спокойно, — рассказывает жительница деревни Вера Гробова. — Молодёжь у нас бегает в Луговую на субботние дискотеки. Мы сами иногда ездим туда справлять Новый год, там хороший сельский клуб.

Главная проблема деревни — отсутствие работы. До 2000-х здесь было два цеха Уралвагонзавода — строительный и сельскохозяйственный. Благодаря предприятию в деревне появились многоквартирные дома. Но в тяжёлые для УВЗ времена цеха свернули. В ноябре прошлого года предпринимательница выкупила земли под хозяйство, но надежды местных жителей на новые рабочие места не сбылись, она решила использовать их под собственные нужды и разводить лошадей. Лошади периодически сбегают от хозяйки, уходят в огороды сельчан и топчут картошку.

Но при этом в деревне есть свои плюсы. В речке Сорочке, которая течёт в деревне, водится много рыбы, в местных лесах — зайцы и куропатки.

Талицкая Новая расположена всего в семи километрах от Курганской области, поэтому многие продукты и промтовары поставляют оттуда. Помимо магазина здесь не осталось никаких благ цивилизации. Немногочисленные школьники учатся в соседней Трёхозёрной, до неё всего полтора километра или полчаса ходьбы.

— С работой в Новой напряжёнка: несколько человек трудится на пилораме у одного предпринимателя, но в основном людям приходится уезжать в другие населённые пункты, — рассказывает директор школы в Трёхозёрной Татьяна Зырянова.

За неимением работы молодёжь предпочитает перебираться в Талицу.

Только на карте

Сладковскую деревню Новую ликвидировали в середине 1980-х. Совхозы в районе стали укрупнять, ферму с коровами перенесли в центральную усадьбу Сладковскую: вслед за ними уехали и доярки, и трактористы. Оставшиеся жители тоже стали разъезжаться: кто в Туринскую Слободу, кто в соседние деревни. В 1930-е годы, когда деревня только появилась, здесь было 70 дворов, в середине 1980-х — осталось буквально пять-шесть хозяйств с пенсионерами-старожилами. А год назад в Новой сгорел последний дом. Сейчас в деревне осталось только кладбище, которое каждый год посещают дети старожилов.

— Для нас стало доброй традицией ездить в Новую на Троицу, — рассказывает Любовь Кучина. — Мы собираемся на реке Туре, навещаем могилки, а потом устраиваем гулянья. К сожалению, собирается здесь только наше поколение, 50–60-летних. Родители уже старенькие для таких поездок. Надеюсь, когда у нас не будет возможности сюда приехать — традицию будут поддерживать уже наши дети.

Примечательно, что ни одной деревни Старой в Свердловской области нет