Об Артёмовской центральной районной больнице (ЦРБ) ходит одна легенда. Говорят, что в поселковой больнице в Красногвардейском во время Гражданской войны оказывали медицинскую помощь самому Александру Колчаку. Подтвердить или опровергнуть случай обращения за медпомощью белого генерала сегодня невозможно, считает главный врач больницы Андрей Карташов. Был Колчак или не был, какая разница… Главное, что спустя почти 100 лет здравоохранение в Артёмовском ГО шагнуло далеко вперёд.
Справка «ОГ»
Артёмовская ЦРБ оказывает весь спектр первичной медико-санитарной и первичной специализированной медпомощи в неотложном и плановом порядке. Структура ЦРБ представлена амбулаторно-поликлинической службой, службой родовспоможения и детства, стационарными подразделениями общей мощностью 233 койки, дневным стационаром на 118 коек и станцией скорой медицинской помощи с двумя подстанциями. Потребности в диагностике обеспечивают рентгендиагностическая служба, лабораторное отделение и отделение функциональной диагностики. Работает эпидемиологическая служба. В больнице 1100 сотрудников, в том числе 126 врачей и около 500 человек среднего медперсонала.
— Андрей Владимирович, до назначения на должность главного врача районной больницы вы несколько лет занимали руководящие должности в больницах Екатеринбурга и большую часть трудовой жизни провели в мегаполисе. Насколько отличается работа главного врача в глубинке?
— Медучреждения в Екатеринбурге специализированы под определённый вид помощи, а масштаб работы в районной больнице гораздо шире. Моя задача — организовать и обеспечить доступность и качество медицинской помощи взрослому и детскому населению, повышая эффективность деятельности учреждения. Приходится решать множество вопросов, включающих и проблемы медиков, и населения, и взаимодействия с администрацией.
— В чём отличие Артёмовского округа от других муниципалитетов?
— У Артёмовской ЦРБ две особенности. Главная — в рассредоточенности крупных населённых пунктов: медучреждения разбросаны по всему району. Транспортные плечи между крайними точками составляют 50 километров. Вторая особенность — наличие на территории района очень крупного посёлка Буланаш. Там проживает более 13 тысяч человек. Их обслуживает поликлиника, ОВП, имеется стационар на 100 коек, подстанция скорой помощи. Одна треть персонала всей ЦРБ работает в Буланаше.
— Раньше в районе существовали три отдельные больницы…
— Да, чтобы повысить эффективность работы, состоялось их слияние и переход в областное подчинение. Пришлось столкнуться с проблемой разрозненности зданий, сложностью концентрации и мобилизации всех ресурсов. В первую очередь мы провели оптимизацию и избавились от неэффективных расходов. Реорганизовали пять пищеблоков в два, четыре лаборатории — в две, централизовали хозслужбу, перевели здания на охранную сигнализацию, сократили административно-управленческий аппарат, уменьшили число заместителей главврача с десяти до двух… В общем, привели все показатели в соответствие с нормой. В итоге удалось значительно сократить расходы. Не скрою, дались эти перемены болезненно, за два года штат больницы пришлось сократить на 105 человек.
— Как население отнеслось к этим переменам? Например, к сокращению коек в стационаре?
— С 2013 года из 351-й койки осталось 233, что соответствует нормативу и потребности района. Надо понимать, что эффективно работающая койка — это койка, занятая не менее 320 дней в году. У населения есть мнение: чем больше коек, тем лучше. То же самое касается специалистов. В реальности же дело не в количестве, а в качестве. Не нужно 10 врачей одной специальности, чтобы обслуживать район, достаточно двух-трёх грамотных, которые могут качественно оказывать помощь. Главное — правильно организовать поток и распределить нагрузку.
— Но проблема дефицита врачей сегодня существует в каждой территории.
— Острого дефицита узких специалистов мы не испытываем: укомплектованность больницы врачами даже выше среднеобластных показателей. В штате 126 врачей на 59 тысяч жителей. За последние два года пришли инфекционист, эпидемиолог, рентгенолог, эндокринолог, лор-врач. Мы привлекаем врачей из других регионов России, переучиваем своих, обучаем их дополнительным смежным специальностям, также помогло обучение целевиков. Сейчас в медуниверситете учатся шесть целевиков. Необходимы ещё уролог и невролог. Существует небольшой дефицит участковых терапевтов и педиатров. Стараемся справляться с помощью правильной организации рабочего времени специалистов. Например, увеличено время приёма терапевтов за счёт создания неотложной службы, которая обслуживает вызовы на дому.
— 2015 год объявлен Президентом РФ годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Что удаётся делать в этом направлении?
— Большое внимание уделяется профилактике и раннему выявлению заболеваний. Чётко соблюдается этапность оказания помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Больные с подозрением на предынсультное состояние обследуются в Алапаевском межмуниципальном центре. По результатам диагностики им назначается терапия или госпитализация в областную или Артёмовскую больницу. У нас сильная кардиологическая служба. Но пока смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у нас, как и во всей стране, является основной причиной смертности среди населения.
— Можно ли улучшить ситуацию только в рамках лечебного учреждения?
— Частично — да. Врач может своевременно оказать помощь больному с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в рамках стандарта «золотой час». Но медицина не может повлиять на ситуацию, когда человек безответственно относится к своему здоровью. Он не является на диспансеризацию, не соблюдает диету, злоупотребляет алкоголем, курит, а потом, являясь на приём с букетом заболеваний, требует, чтобы врачи сотворили чудо. Думаю, было бы правильно ввести ответственность пациента за своё здоровье.
— Взаимоотношения пациента и врача — очень актуальная тема. То и дело СМИ сообщают о случаях агрессии в отношении медиков. Недавно в Екатеринбурге работнику скорой помощи исписали подъезд угрозами. Приходилось ли сталкиваться с подобным? И отличается ли пациент в глубинке от «столичного»?
— Специфика малых городов накладывает свой отпечаток: все друг друга знают, и ответственность врача здесь гораздо выше. А в остальном — люди также болеют, некоторые ставят себе диагнозы через Интернет, пытаются учить врачей, как лечить. Влияет социальная напряжённость. Растёт «пациентский экстремизм», однако случаев рукоприкладства при мне не было. Вообще, в соответствии с врачебной этикой мы стараемся решать все конфликтные ситуации в пользу пациента. Эффективность работы я оцениваю по реакции населения. К счастью, в последнее время количество обоснованных жалоб снижается.
— Вам лично часто приходится общаться с пациентами?
— Постоянно. По образованию и в душе я хирург, стараюсь по мере возможности заниматься хирургической практикой, внедрять технологии хирургии малого доступа.