В сентябре в Екатеринбурге прошёл этап всероссийского информационного марафона «Вакцинация – здоровая Нация». Специальным гостем стал главный эпидемиолог Министерства здравоохранения России Николай Брико. В эксклюзивном интервью «ОГ» он рассказал об эпидемиологической ситуации в нашей стране и о значении иммунопрофилактики.
– В целом ситуацию в России в последние годы можно охарактеризовать как стабильную, но в год регистрируется где-то 30–35 миллионов случаев заболеваемости различными инфекциями, – рассказывает Николай Брико. – 2014-й был, можно сказать, спокойным. Благодаря иммунопрофилактике нам удалось даже достичь снижения заболеваемости, например, краснухой, паротитом и гриппом. В последнем случае результаты совсем очевидные – удалось вакцинировать более сорока двух миллионов человек, почти 30 процентов всего населения страны – это очень хорошие результаты. Конечно, в разных регионах количество привитых различается, но в общем это привело к снижению заболеваемости. В Свердловской области был хороший эффект – более 40 процентов населения области было вакцинировано.
– Появилось много информации о побочных эффектах прививок, люди верят и боятся…
– Я считаю, что эта информация как раз стала заметна на фоне стабильной эпидемиологической обстановки. На самом деле, сегодня совсем другие вакцины, чем раньше, и с каждым годом их качество улучшается. Вопрос безопасности вакцинации – это один из краеугольных камней, над этим мы постоянно работаем. Конечно, вакцина – это иммунобиологический препарат, на введение которого организм должен отреагировать. У части детей бывают сильные реакции, очень редко бывают и поствакцинальные осложнения. Мы ведём мониторинг таких случаев, в 2014 году их было чуть больше двухсот на всю страну. Иногда можно избежать поствакцинальных осложнений, но не всегда. Причины здесь разные, связано это не только с качеством препарата, но и с тем, как он хранился, с техникой постановки прививки и, безусловно, с особенностями организма. Каждый случай осложнения мы расследуем, наша задача – установить истинные причины произошедшего и избежать повторения.
Риск получить осложнение после прививки и после перенесённой инфекции несопоставим. Во втором случае можно умереть или на всю жизнь остаться инвалидом, например, та же корь может вызвать поражения нервной системы.
– С самого рождения нам ставят множество прививок, не ослабляет ли это иммунитет?
– Нет, это не так, через вакцины мы получаем совсем немного антигенов. Человек каждый день сталкивается с огромным количеством чужеродных антигенов – с водой, с пищей, при контакте с другими людьми. И организм, наоборот, должен получать какие-то чужеродные антигены, чтобы работа иммунитета стимулировалась. Это необходимо. То, что получает он через вакцины, если даже речь о живой вакцине, – это не болезнетворные организмы, это ослабленные штаммы, которые не в состоянии вызвать заболевание. Они не истощают иммунную систему. Учёными доказано, что человеческий организм может реагировать более чем на сто тысяч антигенов одновременно без каких-либо последствий. Поэтому от того количества прививок, которое мы рекомендуем ставить, он становится только крепче. Кстати, в некоторых странах календарь прививок более развёрнутый, например, в Америке прививают ещё от ротавирусной инфекции.
– При выборе между бесплатной отечественной и платной зарубежной вакциной многие склоняются ко второму варианту, действительно есть разница?
– Это право граждан, прописанное в законе о профилактике. Отечественные препараты ничуть не хуже, они все соответствуют западным требованиям. Другой вопрос, что у нас пока мало комбинированных вакцин, которые позволяют за один раз привить от четырёх или пяти заболеваний. Но мы работаем над этим вопросом. Как раз сейчас стоит задача разработать многокомпонентную вакцину корь-краснуха-паротит, чтобы заменить зарубежные вакцины своими.
– Получается, что и в этой сфере происходит импортозамещение?
– Конечно, такая задача поставлена перед всеми: и перед биотехнологами и перед теми, кто имеет отношение к медицинской промышленности. Мы не должны быть зависимы от зарубежных вакцин. Но это не всегда просто. Есть несколько путей, один из них – внедрить трансфертехнологии – это когда какая-то страна создаёт антиген, потом продаёт другим, и уже на основе этого антигена производятся вакцины. Например, так сегодня мы выпускаем вакцину от пневмококка. Антиген завозится из Ирландии, а у нас уже происходит составление самого препарата, он проходит все этапы контроля. Этот подход даже предпочтительнее на данный момент, чем разработка вакцины с нуля, хотя и такая работа ведётся. Уже сегодня наш календарь прививок на 90 процентов, если можно так сказать, наполнен национальными вакцинами.