Рубрика «Свердловский ГЕРБарий» появилась в «ОГ» полгода назад, за это время мы рассказали обо всех 94 муниципальных гербах. Автор большинства из них, соавтор герба региона — художник-геральдист Александр Грефенштейн ответил на вопросы, накопившиеся в ходе нашего мини-исследования.
Свердловские гербы изображены на так называемых «французских щитах» — это форма геральдического щита в виде прямоугольника с заострением в нижней части. Подобные щиты были популярны в Российской империи XIX века. При этом форма щита не имеет принципиального значения, но такой вариант обладает наибольшей площадью для заполнения.
— Александр Константинович, Свердловская область — единственный регион, где каждый муниципалитет, включая сельские поселения, имеет герб?
— Фактически это так. В последнее время подтянулись челябинцы, но там гербы имеют только муниципалитеты первого уровня — то есть городские округа. Думаю, наш регион оказался первым благодаря Владимиру Фёдоровичу Никитину, который в своё время возглавлял комиссию по символам Законодательного собрания Свердловской области. Ему удавалось грамотно выстраивать работу с муниципалитетами, он никому ничего не навязывал, но тонко и настойчиво намекал на необходимость создания гербов.
— Можно ли по существующим правилам геральдики самостоятельно нарисовать и зарегистрировать герб или необходимо обращаться к специалисту?
— Если пытаться делать это самостоятельно, то обретёшь головную боль. Полноценных руководств по составлению гербов на русском языке нет вообще. Чтобы постичь какие-то тонкости, нужно поднимать английскую, французскую, немецкую, голландскую литературу. Даже хорошо зная язык, чтобы разобраться в тонкостях, нужно сначала гербов 20 составить «в стол». При этом крайне важно общаться с профессиональными геральдистами — как в любом ремесле. Есть конторы, где можно получить только псевдогеральдическое убожество, там люди работают по принципу «рубль штучка — три рубля кучка». Нарисуют вам всё, что вы хотите. Но в геральдике так нельзя. Здесь существуют правила и ограничения: нельзя изображать конкретных людей, конкретные строения и объекты. Нельзя изображать узко технологические эмблемы и практически все предметы, которые появились позже 16 века. А всё остальное можно, даже трансформировать животных: есть, например, драконовый кот. В одном из проектов герба для Иркутской области предлагали использовать в качестве щитодержателей наполовину бобров — наполовину тигров. В этом смысле геральдика — очень гибкий язык: составляя герб, можно создать герб-мадригал или герб-анекдот. По спорным вопросам решение может принять только Геральдический совет при Президенте РФ. Появляются свои стили, направления в графике, есть реалисты, есть футуристы. Но разобраться во всём этом непросто.
— Рассказывая на страницах газеты о муниципальных гербах, мы часто обращались в сами территории — там очень сложно найти человека, способного рассказать хоть что-то внятное про свой герб. Как вы считаете, почему люди этим не интересуются?
— Герб — не отопительный сезон, который волнует каждого. Времена сейчас не самые простые, так что людям банально не до того. Для интереса к геральдике у человека должна проявляться определённая рефлексия. Хотя молодёжь и подростки интерес проявляют всегда, как только заходит разговор. Есть страны с более давней традицией, сформировавшейся привычкой к геральдике. В России геральдика значительно моложе, к ней ещё не привыкли.
— Может быть, дело ещё и в том, что не все гербы отражают нынешнюю жизнь муниципалитетов? Многим просто непонятны и чужды эти символы.
— Видел я фотографии в паспорте, которые с оригиналом не имеют ничего общего. И что теперь? Герб — это эмблема, которая жёстко соотносится с определённым муниципалитетом и позволяет идентифицировать принадлежность к нему. Какое отношение к современности Амстердама имеет чёрный столб в красном поле и три белых крестика? Да никакого. Герб — это просто знак, выполненный по определённым правилам. Возможность общественности влиять на содержание этого знака чаще мешает. В других странах у муниципалитетов вообще не спрашивают, что нарисовать им на гербе. Можно ведь просто гордиться своей историей, у нас половина гербов повествует о том, что было. Где в Екатеринбурге железоделательный завод? Где такой же в Алапаевске? Герб — это архаичная, несовременная структура. Он отдаёт дань предкам, преемственности, традициям. А недовольные всегда остаются.
— У каждого герба есть описание — обыватель надеется с его помощью разобраться, что изображено на гербе, но натыкается на малопонятные словесные конструкции. Почему описания гербов такие витиеватые?
— Они не витиеватые, они терминологические. Герб не имеет графического эталона и ограничений в сфере применения. Это позволяет адаптировать его к любой поверхности, к любому носителю, к любой ситуации — будь то надгробие, военная арматура или подарочный диплом. Эталон герба — это его описание, и оно составляется таким образом, чтобы человек, сведущий в терминологии, мог по нему нарисовать герб, идентичный оригинальному. По виду они будут отличаться, но по сути — это один и тот же герб. Геральдика тем и интересна: на тему одного и того же герба можно делать сколь угодно вариаций. Неоднократно обсуждалась возможность сделать герб Свердловской области индивидуальным для правительства, Законодательного собрания и губернатора. Тогда визуально структуры будут отличаться друг от друга, но в то же время будут находиться в одном геральдическом поле.
— В последнее время стало модно разрабатывать для городов логотипы — это не конкурент гербам?
— Создание логотипов мне кажется нецелесообразным. Будет дикий разнобой, логотипы будет невозможно размещать друг с другом, а в случае с гербами всё-таки присутствует некая унификация.
— Вы являетесь автором всех муниципальных гербов в нашем регионе?
— Не совсем. Некоторые проекты просто нужно было довести до ума, где-то велась коллективная работа. Полевской и Верхнее Дуброво заказывали свои гербы у других геральдистов. Муниципалитеты редко заботятся о том, чтобы придать огласке имя составителя их герба, это нормальное явление — авторских прав на герб у художника нет, ими владеет муниципалитет.
— Как можно популяризировать геральдику?
— Геральдистов-практиков по всей России человек 30, заказы у них и так есть, бегать и рассказывать о себе им нет никакого смысла. Но можно создать моду на гербы. Например, при подаче заявления в ЗАГС предлагать паре нарисовать их семейный герб. Пара встречается с геральдистом, выбирает понравившийся проект, и уже на торжественной церемонии брачующимся вручают диплом, герб, флаг. Подобные прецеденты у меня уже были, но массового спроса на такие услуги пока нет. Помогло бы создание официальной структуры по регистрации гербов. Сейчас открыто проводить какую-то рекламную кампанию в пользу создания гербов можно, только если потребителю будет даваться какая-то официальная бумажка, которая будет подтверждать, что герб сделан правильно, принадлежит именно этому человеку и никто его отобрать не сможет. Я с трудом представляю, чтобы кто-то у кого-то захотел украсть герб, но народ у нас недоверчивый.
— Занимаясь только геральдикой, можно заработать?
— Скажем так: роскошествовать не позволяет, но жить можно. Но геральдика — забавная вещь: если ты завяз, она не отпускает.
— Сколько стоит создание герба?
— Смотря у кого. Если вы заказываете, например, в московском предприятии «Регионсервис», составление герба будет стоит тысяч двадцать. Но если вы муниципалитет, фирма может сделать вам скидку, поскольку они отбивают выручку на сувенирной продукции — вам делают герб, но вы обязуетесь купить определённое количество «сувенирки» с этим гербом. Если составлять герб через частных авторов, разброс цен может быть достаточно большой. Колебание от 10 до 45 тысяч. Это не очень много, потому что товарный знак, например, стоит тысяч 60 минимум, если заказывать через агентства. При этом изучать историю муниципалитета не надо и согласовывать с Геральдическим советом тоже. Естественно, цена зависит от сложности самого герба. Но у сельских муниципалитетов денег на эти цели всё равно нет, они ищут спонсоров.
— У вас есть любимые и нелюбимые гербы в нашей области?
— Меньше всего мне, пожалуй, нравится герб Рефтинского. А из любимчиков, наверное, герб Малышевского городского округа и Кленовского сельского поселения. Вообще я больше всего люблю простые, лаконичные гербы. Но муниципальный герб — это чаще всего дитя компромисса между заказчиком и геральдистом.
Что скажет психолог?
Каждый герб имеет геральдическое обоснование, но обыватель видит в нём просто набор изображений, которые производят то или иное впечатление. Мы показали несколько гербов практикующему психологу из Екатеринбурга Сергею Гоглеву и предложили их проанализировать. Вот каким оказалось его мнение:
— Есть классическая трактовка восприятия людьми разных цветов. Красный воспринимается как опасный и активный, зелёный — полезный и надёжный (поэтому его особенно любят банки), синий — вдумчивый и спокойный. В этом смысле во всех гербах использованы цвета, которые формируют правильное, положительное впечатление. С символами сложнее: трактовать их значение — это скорее удел гадалок и сонников, а не психологической науки. При этом я бы сделал оговорку о композиции и сочетании объектов на гербах.
Например, от изображения №1 рябит в глазах — фон пёстрый, и воспринимать цельный образ сложновато. Равно то же самое с изображением №2 - там три группы объектов, никак не связанных в общую композицию. В этом случае сложно понять информационный посыл. Изображение №3 указывает на некий героизм, борьбу. Изображение №4 символизирует противостояние добра и зла. Глядя на центральную фигуру — кольцо и наконечник стрелы, можно подумать, что звери держат символ мужественности. То есть это сильный и крепкий город. Но из-за того, что цвета постоянно инверсируются, символы — и гора, и кольцо — теряются в восприятии. Да и гора-то больше похожа на облако. Этакий мужчина, витающий в облаках.