Новую национальную рубрику «ОГ» начинает с рассказа о самом многочисленном после русского народе Свердловской области. Сами татары считают себя коренным населением Уральских гор. Во всяком случае, историки утверждают, что некоторым их поселениям на Среднем Урале более 400 лет. О национальных традициях в современной жизни свердловских татар мы поговорили с директором «Национального культурного комплекса село Аракаево» Салаватом Губаевым.
Досье «ОГ»
В 2012 году стараниями Губаева в селе построили новый Дом культуры – со зрительным залом на 150 мест, спортзалом, музеем, библиотекой, помещениями для кружков… А неугомонный директор уже полон новых планов: «Надо воссоздать татарскую усадьбу, татарское подворье». Целых 17 лет и музей, и весь ансамбль «Сардария» ютились на 10 квадратных метрах в местной школе, репетировали где придётся, костюмы дома шили… И смогли не только выжить, но и достичь зенита своей славы. Так, «Сардария» несколько лет подряд завоёвывала Гран-при на Всероссийских конкурсах. «Сардария» – единственный в России татарский коллектив, получивший звание заслуженного. Только представьте: во всём Аракаево сегодня живут 500 человек, из них в «Сардарии» поют и танцуют более ста – каждый пятый житель села.
– Сегодня повсюду эрзацы, красивые «обманки», а мы собирали по окрестным деревням и сейчас поём настоящий народный фольклор, – скромно пожимает плечами Салават Губаев. – У нас на сцену выходят обычные деревенские жители, а не выученные в институтах культуры профессиональные певцы. Мы-то эти песни слышали от мам и бабушек с самого детства, для нас они – часть жизни, а не выученный урок. Может, поэтому и любят так нас татары.
Словарь
Ударение в татарском языке, за редким исключением, ставится на последнем слоге.
Но дело даже не в песнях, а в той самой аутентичности, которой так не хватает в современной жизни. Губаев вместе со своими «сардарианцами» сумел сохранить кусочек той прошлой народной жизни, утерянной сегодня не только в городах, но и во многих деревнях. Даже костюмы «Сардарии» поражают жителей Казани на татарских фестивалях – шьются и вышиваются они так, как это исконно делали татары.
– Именно такая цветная тамбурная вышивка крючком растительных узоров на чёрном сатине была в татарских селениях под Нижними Сергами, в Нязепетровском районе Челябинской области и на севере Башкирии. По узорам, которые передавались из поколения в поколение, можно было понять, из какого села человек, – объясняет Салават Губаев. Сегодня в Аракаево возрождают эту вышивку, например, проводят мастер-классы.
Недавно жена Салавата Эльвира приезжала с мастер-классом в Екатеринбург на открытие татарской выставки в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Она показывала, как расшить татарское платье и передник узорными цветами:
– Наши предки работали быстро, со сноровкой это не так трудно, – улыбается Эльвира Губаева. – Я вот сама и сшила себе национальный наряд, и вышила его – ушло несколько недель.
Салават Сагетдинович собрал в созданном им татарском национальном музее в Аракаево больше двух тысяч единиц хранения – места для выставки уже не хватает.
– Первым делом, конечно, я в музей утварь из собственного дома принёс, – говорит Салават Сагетдинович. – Взял, что от деда с бабушкой досталось – ручную мельницу, предметы обихода, вышитые полотенца… И так делал каждый из моих коллег. А после и односельчане, жители соседних сёл и деревень привозили к нам своё «богатство». Есть у нас старинные самовары, лошадиная сбруя, станки. Станки, кстати, работающие: хоть сейчас заводи. Правда, умение работать на них утеряно, надо восстанавливать.
Кухня: Чак-Чак
10 яиц, щепотка соли, 3 стакана муки, 500 граммов мёда, 500 граммов сахара, 1/3 чайной ложки соды, 1 литр растительного масла.
Заморозить яйца в морозилке, пока не треснет скорлупа (за сутки до приготовления). Очистить яйца от скорлупы. Миксером взбить яйца, соль и соду. Помешивая, постепенно добавить муку до консистенции густой сметаны. Высыпать муку на доску, разложить тесто, раскатать его толщиной до 0,8 миллиметра. Посыпав мукой, накрыть полотенцем и оставить на час. После разрезать тесто на полоски шириной 1,5 сантиметра, а их – на макаронины по 0,5 миллиметра.
Миску с растительным маслом поставить на огонь, нагреть до комнатной температуры. Стряхнув лишнюю муку с макаронин, положить их вариться в масло. Варить до золотистого цвета, постоянно помешивая.
Мёд и сахар на медленном огне довести до кипения, пока не растворится сахар. Макаронины залить сиропом из мёда и сахара. Всё перемешать и разложить на тарелке.
А ещё в музее Губаев восстановил генеалогию шести основных родов села Аракаево. У каждого получилось древо размером в два-три метра. Говорит, каждый татарин должен знать свой род до седьмого колена. Сам он проследил свою фамилию в 11 поколениях.
– Есть ли сегодня у татар на Среднем Урале проблемы? – спрашиваю.
– Язык, – кратко отвечает Салават Сагетдинович. – В этом году не открылась аракаевская школа, у нас всего с десяток школьников, учить их в селе стало невыгодно. Теперь детей возят в школу в Михайловск, за 10 километров от села. Татарский язык там они изучать не будут. А значит, потеряют его. Не смогут читать книги на родном языке, и национальность утратят…
Поэтому главное в планах у Губаева – не новый Гран-при и даже не получение гранта, а развитие и сохранение языка у детей. Кем эти дети будут себя считать, зависит от того, будут ли они петь песни своих бабушек и знать татарские обряды.
Народные праздники и традиции