Вчера начался новый учебный год. Семьи с младшими школьниками спешно решают, кто именно будет отводить-забирать детей в школу, на кружки и секции. Прежде заботу о малышне на себя брали бабушки и дедушки, в наше время старшее поколение уже не так деятельно участвует в воспитании внуков. У многих есть хобби, общественные дела, а некоторые и на пенсии продолжают трудиться. Какова сегодня роль бабушек и дедушек в воспитании подрастающего поколения?
Альта Казакова, председатель Совета ветеранов, пенсионеров МО Красноуфимский:
— После выхода на пенсию человек должен продолжать общественную деятельность. Ограничиваться только семьёй и домашними делами нельзя — это скучно. Я руковожу Советом ветеранов уже седьмой год и впредь не собираюсь бросать эту работу. У нас не закиснешь: вокруг активный коллектив, у меня в организации 7 760 человек. И мы всерьёз участвуем в воспитании подрастающего поколения. Уже четыре года вместе со школами и детскими садами проводим акцию «Служи Родине, солдат. Мы тебя ждём!» Дети рисуют письма для солдат-срочников из нашего муниципалитета. Есть у нас проект «Перекличка хоров» — ветеранский хор соревнуется с детскими, мы его и летом в лагере проводили, и в школах во время учебного года. Школьники всегда в восторге от нашей «Зарницы». Семеро моих внуков берут с меня пример, хотя мы не так часто видимся.
Елена Григорьева, бабушка второклассника музыкальной школы №1 Екатеринбурга:
— Считаю, что надо помогать детям в воспитании. Молодые все в работе, им некогда. Я на пенсии, есть время, куда его лучше потратить, кроме как на воспитание родного внука? Я и в школу Данила отведу, и из школы встречу, на спорт, на музыку — на развивающие занятия его отправить больше некому. Я и внешний вид проконтролирую, и за питанием прослежу, и за уроками. И мама спокойна: мальчик с родной бабушкой, а не с чужими людьми.
Александр Пантыкин, композитор:
— Собственный пример — вот лучшее средство воспитания. Именно поэтому я никогда не докучаю подрастающему поколению нравоучениями, а просто показываю собой, своей жизнью, каким надо быть. Бесполезно говорить детям, что курить вредно, когда сам куришь — они не поверят. Процесс воспитания должен быть завуалирован, вплетён в жизнь. Все культурные мероприятия, походы в театр, на выставки — на мне. Важно, чтобы молодёжь видела, чем я интересуюсь, тогда и её это будет интересовать. Сам учу английский язык — и дети со мной. Читаю книгу — показываю её детям. Любой ребёнок учится на примере старших, уважаемых членов семьи, и хорошо, когда между поколениями есть общение.
Наталья Мищенко, педагог-стажист лицея №88 Екатеринбурга:
— У меня в классе 10 учеников из 25 курируют бабушки. Эти дети всегда под присмотром. Я спокойна: свободное время таких школьников организуют ответственные и неравнодушные родственники. Ребята живут по режиму, всегда выполняют домашнее задание, опрятно одеваются, получают дополнительное образование в музыкальных, спортивных школах или школах искусств. Бабушки не ленятся с ними погулять, такие дети много времени проводят на свежем воздухе и значит, меньше увлечены компьютерами и смартфонами. В результате нервная система «бабушкиных» детей крепче, они отлично социализируются и обладают хорошими манерами… Плюсов в участии бабушек в воспитании внуков много.
Владимир Машков, глава Новоуральского ГО:
— Жизнь стала более динамична, изменились и представления пенсионеров о своём времяпрепровождении. Здорово, что многие из них продолжают работать — своим примером они показывают детям, что нужно быть активным человеком. У нас в городе семь пунктов обучения пенсионеров компьютерной грамоте, для них работают эстетические курсы в художественной школе. Пожилые не должны сидеть на диване — они многим интересуются и продолжают развиваться, и гораздо интереснее, когда жизнь наполняется событиями. Надо ли помогать детям в воспитании внуков, водить их за руку на занятия? Лучше обеспечить им безопасность в городе, чтобы они сами бегали на кружки, как это происходит в Новоуральске. В нашем городе необходимости водить школьников за руку нет — у нас практически нулевая преступность.
Галина Васильева, директор муниципального психологического центра «Диалог», Екатеринбург:
— Родители часто жалуются, что бабушки балуют детей, и напрасно — в этом состоит их роль. Родители учат социализации, а бабушки учат всепринимающей, безусловной любви. Такие теплота и забота обязательно должны быть в жизни ребёнка. Их не способен дать больше никто — ни родители, ни педагоги, ни друзья. В человеческой цивилизации так сложилось, что народные традиции и заботу о старших мы перенимаем именно у бабушек и дедушек. В те времена, когда семьи жили вместе целыми поколениями, проблемы передачи традиций не было. Сейчас мы живём порознь — значит, нужно налаживать тесное общение между роднёй. Счастливы те семьи, которым это удалось.