10-летняя незрячая пианистка Василиса Карпенко из Екатеринбурга завоевала диплом лауреата первой степени на международном музыкальном конкурсе «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге. Талантливая девочка добилась высоких результатов благодаря своему педагогу Ирине Анисимовой, которая уже 15 лет учит слепых детей играть на фортепиано в городской музыкальной школе №12. Учитель разработала для этого собственную педагогическую методику.
Досье «ОГ»
Захожу в музыкальную школу на Декабристов, где работает Ирина Анисимова, и иду по направлению к двери, откуда доносится пьеса Баха. Каникулы, школа стоит пустая, — и только 10-летняя Василиса не оставляет занятия: в октябре собирается на конкурс в Вену, а для этого надо выучить и отрепетировать новое произведение. Василиса слышит, что я зашла, и задорно улыбается: очень хочет познакомиться. Для этого ей надо подойти ко мне, потрогать — для неё значит увидеть. Но неудобно: знает, что не принято. Стесняется. Очень несмело приближается, по шажочку, пока мы с её учительницей начинаем беседу. Потом поняла, что я не против, потрогала, села рядом — удовлетворённая. Василиса не может жить без музыки. Учиться стала в шесть лет. Сразу начала подбирать музыку сама. И придумала помогать рукам… ногой.
— Мне просто не хватало звуков, — всплёскивает руками Василиса и садится показать, как она это делает. На мой непрофессиональный слух, играет музыку к кинофильму «Один плюс один» просто безупречно — и очень эмоционально.
В первый раз на урок к Ирине Анисимовой привели слепого ребёнка в 2000 году:
— Лишённые зрения люди часто имеют прекрасный слух. Но обычно слепых детей учат играть на небольших духовых, струнных или ударных инструментах. Фортепиано даётся им очень трудно — оно большое, а незрячие неуверенно чувствуют пространство, объём, им трудно с ним справиться. Я кинулась тогда искать информацию об обучении слепых игре на фортепиано — ничего. Пришлось всё придумывать самой.
У Ирины Яковлевны уже есть две слепые выпускницы. После музыкальной школы они получили высшее образование и успешно реализуют себя в жизни. Они не стали профессиональными музыкантами, но и сейчас, случается, выступают на концертах.
— Музыка помогает слепым раскрыться, — считает Анисимова. — А игра на фортепиано снимает мышечное напряжение, от которого они так страдают. Правда, приходится много трудиться, но детей это не пугает. Сегодня у меня занимаются семеро слепых ребят. Есть совсем крохи, у них ещё всё впереди. Василиса уже успела себя проявить, вначале она добилась победы на конкурсе «Адмиралтейская звезда», где никто не знал, что она — особенная, а уже потом — на Международном в Санкт-Петербурге.
Педагог считает, что эту девочку ожидает прекрасное музыкальное будущее. В Москве есть музыкальное высшее учебное заведение, где 80 процентов студентов — люди с ограниченными возможностями. Можно будет поступить и в консерваторию в Екатеринбурге — такие одарённые люди способны учиться наравне со здоровыми. Когда ездили в Петербург, Анисимова только диву давалась — Василиса то наизусть безошибочно воспроизводила выступление южнокорейского оркестра, то с точностью напевала незнакомую пьесу с открытия фестиваля, то вдруг узнала автобус по… шуму мотора. Упорства и воли этой ученице тоже не занимать: она пятая по счёту в семье, где шестеро детей. И несмотря на то, что родилась недоношенной — всего на 28-й неделе и с весом чуть более килограмма, никто из близких не относится к ней как к слабачке. В школе отличница, в прошлом году одноклассники у неё учились делить и умножать многозначные числа.
— Слепые дети занимаются на фортепиано вместе со здоровыми, и видя их успех, те тоже стараются работать усерднее, — рассказывает учитель.
Преподаватели из Екатеринбурга и даже из других городов и стран специально связываются с Ириной Анисимовой для консультаций о том, как заниматься со слепыми детьми. Педагог никому не отказывает, иногда даже проводит мастер-классы по скайпу через Интернет.
Важно
Ирина Анисимова поделилась своими секретами с «ОГ»: