«Самый аппарат на двух велосипедных колёсиках представляет из себя опрокинутую набок Эйфелеву башенку. На таких башнях акробаты в цирке вытворяют умопомрачительные вещи, но у акробатов она более фундаментальна» – так описал аэроплан Васильева журнал «Столица Урала»
В 1911 году 10 июля жители Екатеринбурга впервые наблюдали полёт аэроплана. Аппаратом управлял один из пионеров российской авиации – уроженец Тамбовской губернии Александр Васильев, ради мечты о небе оставивший прибыльную профессию юриста.
Лётчик и его машина «Блерио-XI бис», изготовленная во Франции, прибыли в Екатеринбург по железной дороге. «Аэродромом» был выбран городской ипподром, который располагался рядом с нынешним Дворцом молодёжи.
За право попасть на трибуны в день полёта Васильева екатеринбуржцам надо было заплатить немалые по тем временам деньги – 3 рубля. Но высокая цена никак не сказалась на посещаемости зрелища. Одно из екатеринбургских изданий того времени свидетельствовало: «Первый полёт авиатора А. Васильева собрал 27 июня (по старому стилю. – Прим. «ОГ») небывалое количество публики. Трибуны, ложи, боковые места, значительно расширенные живой цепью стражников, и дорожки ипподрома – всё кишит публикой. Но её гораздо больше на прилегающей к ипподрому площади и улицах. Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».
В 8 часов 30 минут вечера лётчик и его самолёт появились на ипподроме. По окончании всех приготовлений, которые заняли больше часа, аэроплан после короткой пробежки взмыл в воздух и совершил круг над ипподромом. Высота подъёма в этот момент была приблизительно 100 метров. Достигнув почти Тихвинской улицы (ныне Хохрякова. – Прим. «ОГ»), самолёт развернулся на 180 градусов и снова пронёсся над головами зрителей, на этот раз на высоте 150 метров. Так он описал четыре круга и при громе аплодисментов опустился на том же месте, откуда начал полёт. Затем аэроплан был отбуксирован к павильону, где был предоставлен осмотру публики.
Подошедшим зрителям авиатор сообщил, что над городом он заметил неисправность пропеллера, которая могла породить катастрофу. «Кроме того, – сказал пилот, – вечерний мрак суживает поле зрения, а висящий в воздухе толстый слой пыли настолько густо застилает город, что не даёт возможность отделить дома от поляны и определить без опасности место спуска».
По вышеназванным причинам пилот не рискнул продемонстрировать так называемое «фигурное (воздухо)плавание», которое также входило в заявленную программу, и объявил представление оконченным.