Лики победителей

: Маргарита Литвиненко
Художник Василий Заплатин с первым портретом – своего деда Александра Фалёва. Фото: Маргарита Литвиненко

Будущему художнику Василию Заплатину, ещё когда он учился в Краснотурьинском училище искусств, очень хотелось написать портрет своего деда-фронтовика Александра Фалёва. Но не решился – не хватало мастерства, а когда окончил Уральскую архитектурно-художественную академию, деда уже не было в живых…

Поэтому портрет внук рисовал по фотографии и по воспоминаниям. С этой картины пять лет назад и начал он писать галерею портретов участников Великой Отечественной войны, которую Заплатин сейчас готовит к юбилею Победы. Уверенность в молодого художника вселило участие в выставках в Уфе, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где его работы, и в том числе портрет деда, были высоко оценены профессионалами.

Первых героев портретист искал самостоятельно или через друзей, но вскоре столкнулся с тем, что ветераны насторожённо относились к просьбе незнакомого им человека. Тогда Заплатин обратился к председателю общественной организации «Союз ветеранов» Юрию Васильевичу Кравченко, которому идея очень понравилась. Вскоре художник, который к этому времени стал казаком Оренбургского казачьего войска – хутор Штабной, стал желанным гостем в семьях фронтовиков.

Портреты ветеранов Василий Заплатин пишет, конечно же, бесплатно. Осталось совсем немного, последние штрихи – и к 70-летию Победы галерея из 20 полотен будет готова.

– Написать портрет, конечно, можно по фотографии, но в этом случае портретисту очень трудно ухватить характер человека, – поясняет Василий Алексеевич. – И потом, мне хотелось лично познакомиться с каждым участником войны, послушать рассказы о сражениях, боевых друзьях, да просто поговорить за жизнь. И это незабываемое время в моей жизни – передо мной открылся целый мир. Я делал наброски, фотографировал героев, а они вспоминали былое.

Вот, к примеру, Николай Канарский поразил меня тем, что на войну ушёл в 17 лет, участвовал в операции «Багратион», в 18 был награждён орденом Славы за наведение переправы через приток Западной Двины, а вскоре был назначен командиром взвода. Как личное горе я воспринял смерть этого замечательного человека.

Делая наброски, художник внимательно наблюдал за ветеранами, искал в каждом то главное, что позволило этим людям выстоять в смертельной схватке и достойно жить в мирное время, не утратив жизнелюбия. Заплатин подчеркнул, что всех его героев объединяет сила духа, какая-то особая энергетика. Буквально за несколько часов общения они становились для него близкими и понятными людьми.

Василий Заплатин теперь может многое рассказать о каждом из фронтовиков и делает это с большим удовольствием. Его до глубины души поразил полковник в отставке Николай Титович Жуков, война для которого началась прямо в родной Белоруссии. Он, сапёр 65-й армии, в самом начале военных действий, добираясь до своего инженерно-сапёрного батальона, попал под обстрел, его контузило, были сломаны рёбра. Вместо фронта попал в тыл.

Но и на его долю досталось побед и потерь – он дошёл до Берлина и расписался на рейхстаге: «Гомель. Жуков». Потом фронтовик очень хотел побывать в Берлине, найти свою роспись, но не довелось… А ещё ветеран поразил уникальной памятью – на имена, события, даты. Он до сих пор знает всю минно-взрывную технику. Более того, Жуков может без запинки ответить, на какой день недели приходится, допустим, 3 марта 1946-го или 20 января 1980 года. Заплатин признался, что поначалу не поверил Жукову и проверил даты – всё точно!

Уникальна судьба фронтовика и в том, что все свои награды из-за неразберихи он получил уже после вой­ны – сегодня на кителе ветерана внутренних войск орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы» и другие. После войны Жуков служил в Гатчине, на Дальнем Востоке, а якорь бросил на Среднем Урале.

Василий Заплатин тщательно прорабатывает детали портретов, в мастерской у него десятки набросков. В своей работе он опирается на творчество таких портретистов, как Илья Глазунов и Павел Корин. Портреты их кисти уральский художник считает для себя эталоном.

Главный экзамен художник выдержал – несколько ветеранов посетили мастерскую и высоко оценили работы. По их отзывам, художнику, несмотря на молодость, удалось передать характер поколения победителей.

Работа продолжается – всего Заплатин напишет 20 портретов участников войны, которые в течение юбилейного года будут выставлены на нескольких площадках Свердловской области. Пишет внук фронтовика по велению сердца, на собственные деньги покупая холсты и краски, а работает в небольшой фирме по своему профилю.

Вдохновившись работой с ветеранами, Василий Заплатин решил приступить к серии портретов казаков, которую намерен закончить к 445-летию Оренбургского казачьего войска.