Давно уже не только телезрители, но и члены кабинета министров не видели Президента России таким жёстким, как на совещании, состоявшемся 4 февраля. Владимир Путин не порекомендовал, не посоветовал, а именно потребовал вернуть электрички в те регионы, которые остались без пригородного железнодорожного сообщения.
Удивительно, но в этот же день наши читатели на редкость дружно обеспокоились вопросом пригородного сообщения. Сразу несколько человек позвонили в редакцию по поводу материала, опубликованного в «ОГ» 22 января. Дмитрий Иванович Шилко, пенсионер из Екатеринбурга, был до предела возмущён тем, что со 2 февраля перестал курсировать пригородный поезд Екатеринбург – Верхний Уфалей. (Он позвонил первым, а вскоре к нему присоединились ещё несколько возмущённых читателей нашей газеты) .
Когда-то пригородный поезд Свердловск – Верхний Уфалей был одним из самых популярных в области. Люди добирались на нём до своих садов и огородов, до небольших станционных посёлков, а потому в выходные забраться в вагон было настоящим подвигом. Летом (благо часть линии, по которой идёт поезд, не электрифицирована, потому и ведёт состав дизель) пассажиры уютнейшим образом устраивались на крышах вагонов. Правда, последние лет десять люди не то охладели к своим дачам, не то машины прикупили и добираются с комфортом. В вагонах стало свободнее. Но пустыми составы не ходили никогда: в них ездили такие люди, как Дмитрий Иванович. И что ему делать теперь? Пригородный поезд был единственным способом попасть в соседние населённые пункты из крохотных посёлков, в которых не то что аптеки, хлебного магазина нет.
– Вы пишете, что Свердловская область не отменила ни одной электрички, а сегодня, смотрим – убрали наш поезд из расписания, – возмущались читатели, и ошибались только в том, что виновата в их беде не Свердловская, а Южно-Уральская железная дорога, за которой закреплён этот маршрут, и «заслуга» этой отмены принадлежит правительству Челябинской области.
И тут же вечером, словно услышав эти звонки, россиянам ответил Владимир Путин: «Это одна из важнейших составляющих нормального функционирования регионов – железнодорожное сообщение пригородных поездов… И я прошу вернуть отменённые поезда в регионы немедленно». Президент распекал министров как школьников. И дело сдвинулось.
Для того чтобы понять, что же в действительности происходит, вспомним историю вопроса. В соответствии с одобренной правительством Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом за субъектом Федерации (региональной властью) закреплены обязанности заказчика при формировании маршрутной сети.
То есть всё зависит от того, сколько денег могут заложить в годовом бюджете на пригородное сообщение региональные власти. Они вправе решить, каким транспортом выгоднее перевозить граждан – автобусами или электропоездами, установить график движения. А тут важно сделать так, чтобы и средств на всё хватило, и граждане могли свободно передвигаться по региону.
По закону цену на билет устанавливают региональные энергетические комиссии с учётом платёжеспособности населения региона. А разница между себестоимостью перевозок и тем, что платят за билет граждане, называется «выпадающие расходы» (именно их и компенсирует региональный бюджет).
В качестве возможного источника компенсации выпадающих расходов правительство РФ рекомендовало регионам для финансирования пригородных перевозок использовать поступления от налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования в региональную казну. Вот и получается, что власти некоторых регионов лукавят, когда заявляют, что денег на электрички нет совсем. Но Свердловской области это не касается: у нас ни одного пригородного поезда не отменено (состав до Верхнего Уфалея, повторюсь, челябинский).
Реакция на слова Президента была мгновенной. Уже рано утром свой взгляд на ситуацию сформулировало руководство ОАО «РЖД». Нам стало известно, что переговоры между властями регионов, отменивших электропоезда, и перевозчиками начались рано утром, и к вечеру следует ждать решений.
Уже к обеду от Свердловской железной дороги пришла новость о том, что Пермская пригородная компания, по договорённости с властями Пермского края, восстанавливает все отменённые в этом регионе рейсы.
В отличие от Свердловской, в Челябинской области в этом году отменено десять пригородных маршрутов. Среди них и «наш» дизель-электропоезд. Мы дозвонились до министерства транспорта Челябинской области, и вот что услышали в ответ:
– Путин сказал – восстановить в течение суток, и мы восстанавливаем. Поезд Екатеринбург – Верхний Уфалей и поезд Челябинск – Еманжелинск пойдут уже сегодня вечером. Но как будут компенсироваться убытки, сказать пока сложно.
До сих пор вспоминают с сожалением жители Свердловской области 24 электропоезда, отменённых весной прошлого года с целью оптимизации расходов. Вернутся ли в расписание и эти поезда? В Свердловской пригородной компании заявляют: технические возможности для этого есть.
В конце дня мы получили комментарий от РЖД: «В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с пригородными пассажирскими компаниями, осуществляющими пригородные перевозки в РФ, в оперативном порядке проводит работу по восстановлению маршрутов курсирования пригородных поездов. В целом по сети в график уже введено около 40 поездов. Всего планируется назначить порядка 300 пригородных поездов.»