Этот день в истории Свердловской области - 17 декабря

: Александр Шорин

В 1835 году по обвинению в краже изумрудов был арестован командир Екатеринбургской гранильной фабрики Яков Коковин.

Рождённый крепостным крестьянином в Горном Щите (ныне — посёлок в черте Екатеринбурга), Яков Коковин, сын гранильщика, ещё в детстве проявил художественный талант и был замечен графом Александром Строгановым, который был не только уральским горнозаводчиком, но и президентом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Коковин получил стипендию, окончил академию с золотой медалью и тем самым заслужил не только свободу от крепостной зависимости, но и обеспеченное будущее: Строганов решил оставить его на бронзовой фабрике при академии с выездами за границу для дальнейшего обучения. Однако судьба распорядилась иначе: приехав на Урал чтоб повидать родственников, Коковин неожиданно задержался — сначала из-за болезни отца, а потом из-за смерти своего покровителя Александра Строганова. В итоге так и остался насовсем. В Екатеринбурге выпускник академии художеств создал собственное учебное заведение — школу при Екатеринбургской гранильной фабрике, где стал учить детей рисованию и скульптуре. Кроме того, Коковин быстро прославился как великолепный камнерез и изобретатель станков для обработки камня.

В 1830 году, уже занимая должность командира гранильной фабрики, Коковин узнал о необычных камнях зелёного цвета, которые продают старатели. Ему доставили образец, изучив который, мастер ахнул: это был изумруд. Вскоре вышли на крестьянина, нашедшего камень, — им оказался смолокур Максим Кожевников. Выспросив его о месте находки, Коковин в начале 1831 года организовал экспедицию и нашёл изумрудную жилу (прииск Сретенский).

Находка, о которой тут же сообщили в Петербург, вызвала сенсацию — это были первые изумруды в России. Кожевникова наградили денежной премией, Коковина — орденом и потребовали немедленно продолжить добычу. Вскоре Коковин стал одним из самых популярных людей в Екатеринбурге, которому уже при жизни хотели установить памятный бюст… Однако судьба его вновь сделала неожиданный поворот: летом 1835 года неожиданно из Санкт-Петербурга приехала ревизионная комиссия, а в декабре Коковин был арестован по обвинению в краже изумрудов.

Обоснованность обвинений Якова Коковина сейчас трактуют противоречиво. Суд, который длился несколько лет, принял достаточно странное решение: «Лишить чинов, орденов, дворянского достоинства и знака отличия беспорочной службы, но затем не подвергать его ссылке в Сибирь во уважение прежней долговременной и отличной его службы». То есть Коковина признали виновным, но из тюрьмы освободили и более не преследовали. Благодаря академику Александру Ферсману, занимавшемуся исследованием дела Коковина, нам сейчас известно, что инициатором ареста был столичный чиновник Лев Перовский, который давно хотел подчинить себе Екатеринбургскую гранильную фабрику, но натыкался на противодействие Коковина.

Кстати

После освобождения из тюрьмы, где провёл несколько лет, Коковин подавал несколько прошений о пересмотре дела, так и не признав себя виновным, однако ничего добиться не успел: тюремное заключение подорвало его здоровье, и он вскоре умер.