Вчера в прямом эфире по пяти федеральным телеканалам прошла ежегодная программа «Разговор с Дмитрием Медведевым». «ОГ» выбрала пять главных тем из ответов председателя правительства.
Дмитрий Медведев начал разговор с оптимистического утверждения, что в этом году правительство «добилось результата, к которому давно стремилось».
– У нас теперь есть сбалансированная бюджетная система, и по итогам года отмечается небольшой экономический рост, – заявил он.
Премьер признал, что инфляция, которую правительство обещало удержать на уровне пяти с половиной процентов, уже превысила девять процентов. А причины падения курса рубля Дмитрий Медведев видит не только в том, что цена на нефть на мировом рынке снизилась почти вдвое и на нашу страну воздействуют санкциями, но и в том, что «негативные тенденции в экономике копились несколько лет, и фактически мы не выходили из кризиса 2008 года».
С утверждением, будто властям выгодно ослабление рубля, поскольку обесценивающейся национальной валютой легче наполнять бюджет, глава правительства не согласился. «Девальвация не может быть кому-то выгодна, а кому-то нет, – сказал он. – Ослабление курса рубля – это данность, с которой мы столкнулись. Хотя она имеет и положительные, и отрицательные стороны».
Среди главных минусов девальвации премьер назвал снижение покупательной способности населения, но заверил, что правительство будет и впредь индексировать заработную плату бюджетникам и пенсии всем категориям пенсионеров. К тому же Дмитрий Медведев уверен, что рубль скоро укрепится, и предостерёг «от принятия скоропалительных решений», как это было в 2008 году.
– Тогда из-за такого же ослабления национальной валюты люди бросились в обменники, но впоследствии рубль укрепился, и те, кто скупал иностранную валюту, прогадали, – напомнил он.
Дмитрий Медведев не согласился с утверждениями журналистов, будто правительство недооценило серьёзность последствий западных санкций, преподнося их как стимул к развитию собственных производств. «Санкции вредны для всех участников мирового рынка, – сказал премьер. – Но нам они показали весь вред «иглы импорта», на которую мы подсели. Нам надо самим производить конкурентоспособные товары, так что санкции – это не стимул, а вызов, на который мы должны ответить».
По словам Дмитрия Медведева, шаги по импортозамещению уже делаются. Если несколько лет назад в торговые сети отечественному производителю рыбы, мяса, овощей невозможно было пробиться, то сейчас по мясу птицы у нас уже 100-процентная обеспеченность, по свинине – 80–85, по говядине – 65–70 процентов.
В промышленности за год в России открыто порядка трёхсот новых средних и крупных предприятий. Это нефтехимический комбинат, автомобильные производства, новые мощности в фармацевтике, металлургии, трубной промышленности.
Не согласился премьер и с утверждением, будто ситуация с малым бизнесом в стране ухудшается. Такое, по словам Дмитрия Медведева, он слышит начиная с середины 90-х годов, но это не так. «У нас пять миллионов субъектов малого бизнеса, в котором заняты 25 процентов трудоспособного населения. Это гораздо больше, чем было несколько лет назад», – заявил он.
Говоря о необходимости возврата отечественного бизнеса из офшоров, Дмитрий Медведев сказал, что и эту проблему за две недели не решить. Чтобы создать в стране такие же благоприятные для ведения бизнеса условия, какие созданы там, куда убегает наш капитал, тоже потребуются годы.
Главным событием уходящего года премьер назвал возвращение Крыма в состав России.