415 лет назад (в 1599 году) русский царь Борис Годунов принял решение использовать на Бабиновской дороге вместо местных вогулов профессиональных ямщиков.
Годунов прислал Верхотурскому воеводе князю Ивану Вяземскому грамоту, в которой сообщалось о решении освободить лялинских вогуличей от гоньбы. До этого времени в Сибири обязанность по транспортировке казённых грузов – «гоньба» – ложилась на плечи коренного населения – вогулов.
Эта царская грамота была уже вторым ответом на челобитную вогулов о том, что «гоняют» они зимой и летом с Ляли до Соликамска, Тюмени и Пелыма, претерпевая при этом убытки и «обиды великие» (под «обидами» подразумевалось присвоение лошадей и конской упряжи на дороге как разбойниками, так и «служивыми людьми»). В первом ответе царя, датированном апрелем 1599 года, Вяземскому предписывалось убавить с инородцев ясак, «смотря по тамошнему делу, чтоб их не разогнати», и впредь оберегать от насилий со стороны проезжих людей. Во второй грамоте указывалось «подводную повинность» вогулов поставить под особый контроль и ждать в ближайшем времени указа об организации профессиональных «ямских охотников». Продиктовано такое распоряжение было, конечно, не столько заботой о вогулах, сколько о грузах, которые они перевозили.
Верхотурский ям (то есть опорный пункт профессиональных перевозчиков) стал самым первым русским ямом «за Камнем» – то есть с восточной стороны Уральского хребта.
Кстати
Известно, что в 1622 году в Верхотурье было пятьдесят ямщиков, которые возили грузы в восьми направлениях. Годовое жалование ямщика составяло 15 рублей.