Этот день в истории Свердловской области - 6 декабря

: Александр Шорин

415 лет назад (в 1599 году) русский царь Борис Годунов принял решение использовать на Бабиновской дороге вместо местных вогулов профессиональных ямщиков.

Годунов прислал Верхотурскому воеводе князю Ивану Вяземскому грамоту, в которой сообщалось о решении освободить лялинских вогуличей от гоньбы. До этого времени в Сибири обязанность по транспортировке казённых грузов – «гоньба» – ложилась на плечи коренного населения – вогулов.

Эта царская грамота была уже вторым ответом на челобитную вогулов о том, что «гоняют» они зимой и летом с Ляли до Соликамска, Тюмени и Пелыма, претерпевая при этом убытки и «обиды великие» (под «обидами» подразумевалось присвоение лошадей и конской упряжи на дороге как разбойниками, так и «служивыми людьми»). В первом ответе царя, датированном апрелем 1599 года, Вяземскому предписывалось убавить с инородцев ясак, «смотря по тамошнему делу, чтоб их не разогнати», и впредь оберегать от насилий со стороны проезжих людей. Во второй грамоте указывалось «подводную повинность» вогулов поставить под особый контроль и ждать в ближайшем времени указа об организации профессиональных «ямских охотников». Продиктовано такое распоряжение было, конечно, не столько заботой о вогулах, сколько о грузах, которые они перевозили.

Вот так «Ямщика, опирающегося на кнутовище» изобразил русский художник Василий Тропинин.

Верхотурский ям (то есть опорный пункт профессиональных перевозчиков) стал самым первым русским ямом «за Камнем» – то есть с восточной стороны Уральского хребта.

Кстати

 Известно, что в 1622 году в Верхотурье было пятьдесят ямщиков, которые возили грузы в восьми направлениях. Годовое жалование ямщика составяло 15 рублей.