25 лет назад (в 1989 году) свердловский поэт Илья Кормильцев, написавший стихи к большинству песен рок-группы «Наутилус помпилиус», отказался от премии Ленинского комсомола, присуждённой ему и двум музыкантам «Нау» – вокалисту Вячеславу Бутусову и бас-гитаристу Дмитрию Умецкому – месяцем ранее.
В конце 80-х годов ХХ века «Наутилус» был самой популярной группой СССР, но присуждение ему премии Ленинского комсомола всё равно стало сенсацией: это был первый случай, когда высший орган молодёжного крыла КПСС отметил своей наградой представителей рок-движения.
Я в то время работал в главной (тогда главной ) областной газете «Уральский рабочий», где в числе прочего «курировал» и вопросы рок-музыки. С «наутилусами» я познакомился в декабре 1987-го и успел опубликовать несколько интервью с ними. Естественно, что, когда стало известно о награждении группы, мне поручили взять у музыкантов комментарий. В то время, напомню, ещё не существовало ни Интернета, ни электронной почты, ни мобильных телефонов, а участники группы уже чаще находились в Москве, нежели в Свердловске. В общем, добиться встречи удалось только через месяц, и не со всей тройкой лауреатов, а только с Ильёй Кормильцевым, который не входил в музыкальный состав группы, не ездил на гастроли, не присутствовал при записях и потому бывал на родине много чаще.
Илья пришёл в редакцию, и мы закрылись с ним в конференц-зале. Мои поздравления с наградой поэт воспринял как-то вяло. Я поинтересовался – почему. Он объяснил, что считает решение ЦК ВЛКСМ кощунством и лицемерием, а потом вдруг заявил, что он, пожалуй, откажется от премии.
– Серьёзно? – спросил я.
– Абсолютно.
Я дал ему листок, на котором он набросал текст письма в адрес ЦК ВЛКСМ, которое мы через полчаса, дойдя до главпочтамта, бросили в почтовый ящик. Потом я вернулся в редакцию и написал материал. В том, что «такое» напечатают, у меня не было никакой уверенности. Да, уже была перестройка, но поступок Ильи даже в тех условиях выглядел посягательством на самое святое. К счастью для меня, редактор газеты (а им тогда был Григорий Каёта) всё же дал «добро» на публикацию. Текст вышел в ближайшем номере и в течение последующего месяца был перепечатан множеством изданий по всему СССР – от рижской «Советской молодёжи» до «Известий»…
Что касается премии, то два других награждённых «наутилуса» повели себя по-разному – и по отношению к Кормильцеву, и по отношению друг к другу. От премии ни Умецкий, ни Бутусов не отказались, но второй, в отличие от первого, на церемонию награждения не пришёл, а полученные деньги перечислил в Фонд мира и в один из свердловских детских домов… Тандем Кормильцев – Бутусов после этого случая просуществовал ещё более десяти лет, а вот с Умецким «наутилусы» больше никогда не сотрудничали.