Этот день в истории Свердловской области - 12 ноября

: Александр Шорин
В социальной сети «Одноклассники» есть группа под названием «Мы с Тавдинской судоверфи», где выложено немало старых фотографий. На этом снимке — за работой на верфи сварщик Пётр Ермаков. Фото: odnoklassniki.ru

В 1928 году возле рабочего посёлка Тавда начала строиться единственная в Свердловской области судоверфь (ныне это название носит микрорайон города Тавда).

Судоверфь на реке Тавда начала строиться на оборудовании, вывезенном из деревни Жиряки, где ещё в конце XIX века англичане, братья Вадропперы, строили деревянные баржи. Понадобилась в этих краях судостроительная (а точнее — баржестроительная) верфь из-за планов построить в Тавде, где на тот момент работали два лесопильных завода, крупный лесоперерабатывающий комбинат.

Судоверфь строилась на берегу «озера» (так называли часть реки Тавды) в основном приезжими рабочими, так как своё население в Тавде за годы Гражданской войны резко сократилось. Первым делом рабочие поставили корпуса цехов — кузнечного, столярного, паросилового, а сами жили в землянках, которые строились уже после работы: по вечерам и даже ночами. Лишь в 1931 году для проживания были построены три каркасных барака, а все атрибуты цивилизованной жизни — ясли, пожарное депо, магазин, баня, столовая — появились с 1933 по 1936 год. Этот посёлок так и назывался — Судоверфь. Частью Тавды он стал лишь в 1937 году.

Баржи, построенные на этой судоверфи, были деревянными, но в 1961 году началось строительство металлических судов: рейдовых и сухогрузных трюмных баржей, брандвахтов, паромов, дебаркадеров, образовавших Тавдинский речной флот. Начиная с 70-х годов прошлого века этот речной флот пополнился буксировочными теплоходами, перебазированными из Омской области, и стал заниматься перевозкой не только грузов, но и пассажиров.

В конце 70-х — начале 80-х годов прошлого века обсуждались проекты модернизации судоверфи, но планы так и не были реализованы, а в 90-е она фактически перестала существовать.

Сейчас Тавдинская судоверфь входит в состав ООО «Тавдинский речной флот», но строительством судов эта организация не занимается.

Кстати

В 70-е годы прошлого века водным транспортом можно было из Тавды доплыть до Каменска-Уральского, Нижнего Тагила и Свердловска, где были речные пристани. Появлялись и новые маршруты – так, например, в 1977 году открылись пассажирские линии Тавда – Тобольск, Гари – Новосёлово, Гари – Новый Вагиль и Таборы – Новосёлово.