В качестве депутата регионального парламента я курирую вопрос о работе в муниципалитетах по составлению протоколов об административных правонарушениях. Напомню, муниципальные служащие имеют право оформлять такие протоколы по 36 видам нарушений. В том числе речь идёт о возможности штрафовать предприятия или граждан за несоблюдение требований по уборке территории, нарушение правил благоустройства, а также требований в сфере торговли.
Известно, что у нас, в Свердловской области, 1776 должностных лиц уполномочены правом составлять такие протоколы. Но результаты их работы за 2012–2014 годы удручают: в среднем каждый из этих чиновников составляет всего 0,3 протокола в месяц.
Меня лично особенно удивляет тот факт, что за эти почти три года у нас практически нет случаев составления протокола за нарушение установленных нами ограничений по торговле алкоголем. Ну уж, никак не поверю, что вся продажа горячительных напитков ведётся исключительно по закону!
Ясно, что штрафы не налагаются по одной причине – муниципалитеты не хотят обременять себя лишними заботами. Я детально разобрался в ситуации. Как правило, составление протоколов для муниципальных служащих является неприятным дополнением к основным должностным обязанностям. Зачастую у этих сотрудников нет юридического образования. Всё это приводит к тому, что чиновники не хотят, а иногда и не могут тратить время на составление протоколов.
Плюс к тому существует и ещё одна процедурная проблема: сложно вручить уведомление нарушителю о необходимости явиться к должностному лицу для составления протокола. При существующих способах доставки этого документа – почтой или нарочным – процесс оформления документов неоправданно затягивается. Кроме того, много времени уходит на сбор доказательной базы о факте какого-либо нарушения. Нередко всё это в совокупности приводит к тому, что не удаётся уложиться в двухмесячный срок, отведённый федеральным законодательством для привлечения организаций либо граждан к административной ответственности.
А мы потом удивляемся, почему наши граждане совершенно не задумываются о соблюдении установленных требований!
Стоит отметить, что у этой проблемы есть ещё одна важная сторона – деньги, собираемые по штрафам, могут стать неплохой прибавкой для местных бюджетов. Однако во многих наших муниципалитетах «забывают» о такой хорошей статье пополнения бюджетных доходов.
Считаю, что ситуацию нужно исправлять. Я лично предложил бы установить какие-то особые гранты для муниципальных образований, активно занимающихся этой работой. Однако знаю, что областное министерство финансов пошло по другому, возможно, не менее действенному пути. Оно установило для муниципалитетов специальные нормативы по сумме собранных штрафов, которые нужно выполнить по итогам года. Эта система заработает с начала 2015 года. Посмотрим, какой будет результат.