Внук героя Первой мировой приехал в Екатеринбург почтить память деда

: Александр Шорин
Александр Сухачёв у портрета своего деда, георгиевского кавалера Петра Сухачёва. Фото: Александр Шорин

Инженер-строитель Александр Сухачёв прибыл в столицу Урала с Алтая специально для того, чтобы увидеть портрет своего деда — кавалера трёх Георгиевских крестов Петра Сухачёва. Картину вчера представил в Свердловском областном краеведческом музее уральский художник Алексей Лопато.

Проект художника Алексея Лопато, который называется «1914 год. Герои Отечественной войны. Забытые имена» демонстрируется в краеведческом музее с августа нынешнего года. Художник поставил перед собой непростую задачу: создать 50 портретов героев Первой мировой, причём не только тех, чьи имена на слуху — таких как Врангель, Брусилов, Деникин, Жуков — но и малоизвестных, в числе которых и унтер-офицер Сибирского стрелкового полка Пётр Сухачёв. Внук этого героя — Александр Сухачёв, который живёт в Рубцовске (Алтайский край), увидел знакомую фамилию в Интернете и послал запрос в музей: «А не мой ли это дед?».

Дальше эту историю рассказывает сотрудник музея Владимир Быкодоров:

— Прочитав письмо, я пошёл в зал, стал искать портрет Сухачёва и… не нашёл. Оказалось, что к этому моменту Алексей Лопато передал нам на выставку только 25 портретов, а над остальными ещё работает — и именно сейчас рисует Петра Сухачёва! Они тут же созвонились, и Александр решил приехать, как только портрет будет готов.

Оказалось, что Александр Павлович, сам, кстати, ветеран Афганистана, давно интересуется судьбой деда, и даже написал о нём книгу «Справедливость бессмертия».

Когда Лопато наконец показал законченный портрет, художник рассказал о том, почему выбрал для полотна именно Сухачёва:

— Мы чаще помним военачальников, забывая о простых солдатах, а Пётр Александрович Сухачёв — пример героя из народа.

Родом из села Ново-Кусково Томской губернии, Пётр в самом начале Первой мировой попал служить в 42-й Сибирский стрелковый полк рядовым. Первые два Георгиевских креста он получил за общевойсковые операции, где проявил храбрость, а вот третий Георгиевский крест особый — золотой. Его Сухачёв заслужил 12 сентября 1915 года у местечка Любча, когда при переправе через Неман взял на себя командование ротой, заменив убитого командира.

С войны Пётр Александрович вернулся живым, но судьба его сложилась трагически. Приняв сторону красных, он попал в плен к колчаковцам и был выпорот шомполами, после чего решил держаться нейтралитета и мирно крестьянствовать. Трудился на сибирской земле успешно, за что вначале был раскулачен, а в 1937 году обвинён в участии в контрреволюционном заговоре и, после двух месяцев тюрьмы, расстрелян в Томске. Реабилитирован в 1957 году.