В середине августа «Областная газета» сообщила, что берёт шефство над беженцами, прибывшими в Сухой Лог. Из 32 пунктов временного размещения (ПВР) на Среднем Урале мы выбрали этот неслучайно: здесь на то время было больше всего детей, в том числе совсем маленьких. Кроме сбора денег и вещей в редакции, у самой тиражной газеты области есть свои, особые возможности — помочь печатным словом преодолеть трудности адаптации на новом месте, привлечь внимание к проблемам, если таковые возникнут.
В начале прошлой недели повод для этого будто бы появился. Местное информагентство растиражировало впечатления депутата Госдумы, который посетил ПВР и не на шутку встревожился, увидев там – в холодном сентябре! – беременную женщину в сланцах на босу ногу и услышав рассказ, что груднички по несколько дней не получают детского питания.
Тема обустройства на уральской земле вынужденных переселенцев из Новороссии настолько актуальна и чувствительна, что даже не очень негативная информация способна вызвать алармистские* настроения. Тем более если речь идёт о мнении известного и публичного человека. Один из энтузиастов и создателей уральского фармацевтического кластера Александр Петров занимается проблемами беженцев и как депутат, и как неравнодушный человек (сам дал приют пяти беженцам с юго-востока Украины). Поэтому в минувшую пятницу решил вновь посетить «проблемный» ПВР.
* Алармистский (книжн., газет.) — порождающий ложную тревогу. Например, алармистские сообщения газет. Толковый словарь Ушакова
Поначалу в Сухом Логе беженских пункта было два. Один развернули в общежитии местного филиала областного медицинского колледжа, и именно туда поместили всех маленьких детей с матерями. Второй обосновался в микрорайоне кранового завода в трёхэтажном здании бывшего заводского профилактория. Его на свои средства взялись отремонтировать частники — нынешние владельцы бывшего профилактория. Ещё один предприниматель — местный уроженец, который ведёт бизнес в российской столице, купил и прислал более трёхсот пуховиков. Владелец обувного магазина — тёплую обувь. В общем, как почти везде — помогали всем миром.
Самая большая группа с Украины прибыла ещё 3 августа спецбортом МЧС. После сюда продолжали направлять семьи и женщин с малыми детьми. Резон был простой и понятный: в Сухом Логе нет дефицита мест в детских учреждениях. Никто из маленьких беженцев не станет помехой для местных ни в детском садике, ни в школьном классе. Ни в медколледже: перед началом учебного года 25 августа 51 приезжий, в том числе и самые маленькие, перебрались в трёхэтажку на Лесную, 1.
…А детское питание перебралось не сразу. Точнее, в медколледж доставляли одно, на Лесную — другое. Подобный разнобой не понравился организму четырёхмесячного Максимки. Он непросто осваивался на новом месте, успел полежать с простудой в больнице… А тут вместо привычной молочной смеси — непривычная. Вот что было. Чего не было, так это размазанной по Интернету страшилки, будто (цитирую) «и взрослые, и дети, по их (переселенцев. — Ред.) словам, могут несколько дней питаться кашей или капустой».
Недовольные, конечно, есть. Как и те, кто собирается искать лучшей доли в иных местах. Александра Чистякова сразу из тех и других. Мать-одиночка без профессии вынуждена была бы начинать на Урале с низкого старта: того заработка, что ей здесь предлагают, не хватит, чтобы содержать себя и ребёнка, платить за детсадик и снимать жильё. Депутат внимательно выслушал эту собеседницу, как, впрочем, и всех остальных. Если решила перебираться к родне, никто неволить не станет. Но меры социальной поддержки, которые получает на территории субъекта — потеряет.
Александр Петров, исходя из знания предмета и собственного опыта по беженской теме, считает, что примерно у каждого пятого из вынужденных переселенцев завышенные ожидания и требования. Но когда сквозь эмоциональный фон думец доходил до сути, то основные проблемы оказались точно такими же, как и в других местах. Переселенцы, как иностранные граждане, должны платить подоходный налог в размере 30 процентов. Российское законодательство не признаёт их документы о среднем специальном образовании, это создаёт сложности при трудоустройстве. Кроме того, регионы до сих пор не получили обещанных средств из федерального бюджета на работу ПВР. Сегодня проживание беженцев финансируется только из резервного фонда областного правительства.
Насущных вопросов мы с депутатом насчитали немало. Но каждый из них можно и нужно решать без паники и ажиотажа. Это главный вывод из истории, которая началась и закончилась на прошлой неделе.
Впрочем, не совсем. В воскресенье команда администрации ГО Сухой Лог сыграла товарищеский матч со «сборной Донбасса», как назвали себя футболисты ПВР. Потом был совместный обед. Борщ, разумеется, от гостей, пельмени — от хозяев. Беременная Надя Сердюкова, которая в первый приезд так впечатлила депутата, на воскреснике снова была… в сланцах, хотя обувь ей выдали. Не из вредности. Потому что воскресенье выдалось тёплым.