О резком росте тарифов «Почты России» «ОГ» писала не раз. Это серьёзный удар как для газет, так и для читателей, ведь их ставят перед выбором: плати больше или не читай. Посыл этот идёт не от редакций, а от главного распространителя – «Почты России». Между тем в Свердловской области многие газеты оказались готовы к этой ситуации и сегодня ориентируются на розницу и собственные службы доставки. «Почта России» всё равно не могла доставить газету вовремя, так чего жалеть?
Газета «Карпинский рабочий» – из тех, кто повышение тарифов «Почты России» почти не заметил. Потому что уже лет пять обходятся собственной службой доставки. Правда, и выходит газета не дважды в неделю, как это было когда-то, а один раз. Директор издания Ольга Брулёва рассказала, что это была вынужденная мера:
– Газета доставлялась несвоевременно, и мы устали извиняться перед своими читателями. В итоге сами приняли на работу почтальонов, разбили город на сектора и провели подписку. Если читатели хотят выписать нашу газету на «Почте России» – пожалуйста. У нас 109 экземпляров в этом полугодии распространяет почта. Ещё около тысячи разносит наша служба доставки – четыре разносчика. Остальное реализуем в розницу. Весь тираж – 4,5 тысячи экземпляров.
– С финансовой точки зрения для редакции это выгодно?
– Скорее хлопотно. Сегодня, если выписать газету на «Почте России» с их доставкой, она стоит 583 рубля. Если газету приносит наш курьер, она стоит 400 рублей. А если забирать газету в редакции – 270 рублей. То есть с каждого экземпляра 130 рублей уходят на зарплату нашим разносчикам.
– Что, по-вашему, лучше: подписка или розница?
– Подписка. Это надёжно. Подписались четыре тысячи человек – и ты знаешь, что стабильно будешь этот тираж производить и реализовывать. А розница – это нестабильная величина. Сегодня продали две тысячи газет, завтра три, а послезавтра – ничего не продали. Но, к сожалению, мы за последние 20 лет отучили людей выписывать газеты.
Четверговый номер газеты «Алапаевская искра» распространяется двумя каналами: половина в розницу, половина – по подписке. Во вторник и субботу газету получают только подписчики. Но это – пока. Сегодня повышение тарифов заставляет редакцию перейти на выпуск газеты раз в неделю. С альтернативными вариантами туго – район распространения очень большой, «Алапаевскую искру» читают в трёх муниципальных образованиях. Охватить всё своими курьерами непросто.
– В связи с повышением цен мы потеряли полторы тысячи подписчиков. Но даже если бы не это, нам пришлось бы что-то менять, потому что «Почта России» отвратительно носила газеты. Практика показала, что газету почти никогда не приносят трижды в неделю, а брали-то деньги за трёхразовую доставку! – сетует главный редактор Светлана Вострикова.
– Пробовали доставлять газету самостоятельно?
– Да. Четверговый номер мы уже давно разносим в том числе и сами. Но три раза в неделю самим разносить проблемно. Каждому разносчику надо платить как минимум по 4–5 тысяч рублей в месяц. Так что лучше всего увеличить количество полос и перейти на одноразовый выход, распространять в основном в розницу. Проблема в том, что эта ниша в Алапаевске уже занята. Наше преимущество при трёхразовом выпуске – в оперативности, – уверена Светлана Вострикова. Вот и получается, что читателя лишают ещё и актуальных новостей. Это про федеральные и областные события можно узнать из электронных СМИ, а вот районные остаются за кадром.
Сысертская газета «Маяк» в качестве варианта тоже рассматривает путь «Карпинского рабочего». Недавно на сайте «Маяка» появилось объявление: «Ищем добровольцев, которые станут нашими общественными распространителями».
– Мы производим товар копеечный и больших денег людям платить не можем. А это труд непростой. Так что мы ищем патриотов, которые хотят сами читать газету и готовы приносить её соседям, – объясняет Ирина Летемина, редактор газеты «Маяк». – Естественно, эта мера – вынужденная, в связи с гадкой работой «Почты России», но это ведь не вчера началось. Поэтому альтернативная подписка в нашей газете была организована ещё в начале 90-х годов, но не в полном объёме. Сейчас наши доставщики разносят чуть меньше тысячи экземпляров, некоторые читатели забирают газету прямо в редакции.
При этом Ирина Летемина признаёт: наиболее адекватный ответ на ситуацию – это розница. Сейчас из пятитысячного тиража через магазины местных предпринимателей распространяется больше 3 тысяч экземпляров «Маяка». Задействованы 80 точек продаж. Что до «Почты России», то на них приходится меньше 20 процентов всего тиража…
– Поэтому их повышение цен для нас – не смертельный удар, – добавила Ирина Летемина
Зато смертельным этот удар может оказаться для самой «Почты России». Тенденция налицо: в редакциях не намерены играть по правилам почты и готовы выживать своими силами. А вот почте без газет будет трудно – носить-то почтальонам станет нечего…
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий Федечкин, директор департамента по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области:
– Сегодня доля «Почты России» в совокупном тираже – около 55 процентов, остальное распространяется через розницу и альтернативные каналы. Альтернативная доставка СМИ – это примерно девять процентов. Со второго полугодия перешёл на альтернативные службы доставки «Тагильский рабочий», есть ряд изданий, которые с «Почтой России» не работают длительное время. Например, газета «Нейва» из Новоуральска, газета «Пятница» в Заречном, «Телеком» в Рефтинском.Я абсолютно уверен, что повышение цен на услуги «Почты России» не последнее. После такого скачка стоимости подписки и после того, как ряд газет уйдёт на альтернативу, рентабельность почтовой доставки опять будет в минусе. И у «Почты России» не останется никакого другого варианта, как снова увеличивать подписные цены. Думаю, что газеты будут развивать альтернативную доставку, и это правильно. По данным нашего мониторинга, тиражи тех газет, которые перешли на альтернативную доставку ранее, не упали. Но и в Свердловской области, и в России розница более рентабельна. И в этих условиях институт подписки находится под угрозой.