На Поклонной горе под Москвой открыли мемориал героям Первой мировой войны. После векового забытья мы вспоминаем тех, кто не вернулся с полей сражений. Но есть в уральской глубинке сёла и городки, где героев забытых войн чтили всегда, ведь народной памяти не нужны разрешения властей или громкие юбилеи.
В Нижней Салде есть памятник военнопленным Первой мировой, установленный в начале 1917 года. Именно к нему жители возложили цветы, отмечая скорбную дату — 100-летие с начала страшного военного спора между державами. Памятник почившим здесь пленным есть, землякам же, погибшим в ту войну, мемориала не досталось. Эту несправедливость намерена устранить краевед из Верхней Салды Юлия Зорихина. На протяжении многих лет она устанавливает судьбы героев-салдинцев. В её списке уже 52 фамилии, среди них есть и матросы с «Варяга». Итогом кропотливой работы станет установка памятного креста.
Знают об участии своих земляков в Первой мировой и жители села Лая Горноуральского городского округа. В местном храме с 1903 года (момента постройки) по 1916 год велась подробная Церковная летопись. Из 170 листов до наших дней сохранилось 40.
— Церковный архив сохранился потому, что храм никогда не закрывался. Смогли уберечь их и при пожаре. Первые документы датированы 1889 годом. К ним обращаются те, кто хочет установить свою родословную, увлекается краеведением. Посмотрите, каким живым, понятным языком написана летопись: ни одного лишнего слова, ни одного лживого, — рассказал «ОГ» настоятель Лайского храма Марии Магдалины Александр Малых.
КСТАТИ
Событиям Первой мировой войны в Церковной летописи, хранящейся в храме в села Лая, посвящено всего два листа. Далее рассказ обрывается:
«Разразилась страшная гроза над Русской землёй. В ночь на 18 июля получен в Волостном правлении приказ о всеобщей мобилизации. Призывались все запасные воинские чины всех родов оружия, всех годов без изъятия. Призванные должны явиться 19 числа на заборный пункт в городе Верхотурье, а в 10 часов вечера 18 июля был назначен воинский поезд. Всё это ошеломляюще подействовало на население, нужно было в один день собраться и ехать не зная куда (война с Германией не была объявлена). Призванные распростились со своим кровом, родными, семьёй.
Время страдное. Многие призываемые были на покосах, а потому в разные стороны отправились верстовые уведомлять призываемых. Некоторые из них едва успели к отходу поезда и только наскоро простились с семьёй. Несмотря на такую суматоху, благодаря ранее утвердившейся трезвости, мобилизация прошла тихо и спокойно. В два часа раздался звон, в церковь собрались все призываемые и множество народа, даже некоторые из старообрядцев. Был отслужен напутственный молебен. Во время напутственного слова и чтения молитв многие плакали навзрыд.
Через несколько дней была объявлена война с Германией и мобилизация за мобилизацией стала уводить людей из нашего завода на защиту нашей дорогой матушки России».
Есть в летописи и список призывников. В июле 1914-го на фронт отправились 52 жителя Лаи. Позднее война увела из села почти всех взрослых мужчин. В селе тогда было 290 домовладений, 2032 жителя. К сожалению, полный список ушедших на фронт и погибших сельчан не сохранился.
Зато в летописи есть перечень фамилий героев другой войны — Русско-японской. 44 лайских жителя отличились в сражениях на восточных рубежах.