«ОГ» завершает серию публикаций-воспоминаний о лучших следователях Среднего Урала. Последняя, пятая по счёту часть следственной саги посвящена участникам самых резонансных расследований «лихих 1990-х» — уголовных дел о преступлениях мафиозных сообществ.
Свердловск, ещё не переименованный в Екатеринбург. Вечер Рождества 7 января 1991 года. По улице на бешеной скорости проносятся два автомобиля, из заднего по первому бьёт пулемётная очередь, одна из веера пуль сражает пожилую женщину — первую в череде случайных жертв неслучайных войн преступных группировок.
Большинство отморозков из банд Овчины и Трифона, которые устроили охоту друг за другом на улицах уральской столицы, выловили за несколько недель. Последний судебный процесс над ними закончился 4 декабря 1996 года. Следователям удалось отправить на скамью подсудимых две «футбольных команды» — по 11 участников каждой из бригад.
Если раньше специализация следователей прокуратуры была достаточно широкой, то уже для изобличения участников и организаторов гангстерской войны преступных сообществ «Центр» и «Уралмаш» понадобились узкие специалисты. Посмотрите на фотографии, которые я извлек из своего архива.
Вот как поделилась следственная группа по делу команды наёмных убийц уралмашевской ОПС, которую по фамилии главаря назвали курдюмовцами. Молодому следователю Игорю Анисимову досталось международное направление. 5 декабря 1993 года в пригороде Будапешта (!) был убит Николай Широков — один из лидеров враждебной группировки «Центр». Курдюмовцам удалось внедрить в его окружение свою шпионку, и она впустила в особняк Широкова убийц… Венгерские следователи обменивались материалами с нашими, и Анисимов стал участником международного расследования.
25 июля 1995 года от случайной сработки своей же самодельной бомбы погибли двое криминальных подрывников-курдюмовцев. Третьего контузило, и он попал в руки сыщиков. На место выехал дежурный следователь Александр Афанасьев. Он и взвалил на себя всю тяжесть беспрецедентного расследования. В мае 1996 года ветеран передал бразды правления Михаилу Казымову, а сам занялся «автоматчиками» — так назвали участников убийств с использованием стрелкового оружия. Причём не только автоматов, но и базук!
Валерий Шмаков расследовал преступления с участием «слепых киллеров». Так называют мины за то, что они поражают всё живое, а не только объект покушения. Таких взрывов курдюмовцы устроили не менее шести. В конце концов главному «минёру» оторвало голову его же адской машинкой. Большинство курдюмовцев арестовали и судили. Но последыши не успокоились и 14 января 1998 года устроили взрыв во время проезда машины губернатора Росселя. Губернатор не пострадал, а покушавшихся нашли. Правда, уже другие следователи и в другом, нынешнем, веке.