На «круглый стол» пришли, чтобы обсудить варианты развития человеческой цивилизации, писатели-фантасты, приехавшие в Екатеринбург на фестиваль «Аэлита».
Предсказуемо ли будущее?
На пресс-конференции, посвящённой «Аэлите», которая состоялась накануне нашего «круглого стола», писатель-фантаст из Новосибирска Геннадий ПРАШКЕВИЧ посетовал на то, что современных журналистов почему-то совершенно не интересует взгляд фантастов на будущее человечества. По этой причине ему дали слово первым.
Конкретные события предсказать практически невозможно, ещё Станислав Лем говорил, что, строя модель будущего, мы тем самым делаем эту модель невозможной, начал он не очень-то обнадёживающе. Другой писатель Артур Кларк всё же сделал ряд предсказаний, но ведь из них почти ничего не сбылось. То есть предсказания на ближайшее будущее вещь безнадёжная. Другое дело тенденция, её можно уловить. Ещё за несколько месяцев до событий на Майдане я говорил с украинскими писателями о возможности войны на Украине, а потом понял: Майдан уже тогда был в головах...
Продолжил эту тему Игорь МИНАКОВ, писатель из Москвы, который на «Аэлиту» приехал как редактор издательства «ЭКСМО», отвечающий за фантастику:
Предсказание будущего не является целью фантастической литературы. Другое дело, что апокалипсис описать намного легче, чем светлое будущее это одна из причин, почему много «мрачной» литературы...
Но мрачная литература тоже вполне имеет право на существование, резюмирует ещё один участник «круглого стола», председатель оргкомитета «Аэлиты» писатель Борис ДОЛИНГО. В конце концов, фантаст, создающий вариант апокалипсиса, тем самым предостерегает нас от такого варианта развития событий.
О предназначении писателя
Г.П.: Но если фантаст не может предсказать будущее, возникает закономерный вопрос: для чего вообще нужен писатель-фантаст? Я на него себе отвечаю так: чтобы поддерживать в обществе уровень научной культуры. Я всегда говорю своим молодым коллегам-писателям: рассказывай, объясняй, выдумывай... Но никогда не ври!
Б.Д.: Самое страшное, когда писатель не просто искажает факты, а делает это намеренно. Ведь у нас до сих пор принято верить писателям... Ну а кроме того, писатель обязан быть начитанным, должен следить за реалистичностью описаний, даже если в них есть фантастические допущения. Картина должна быть реалистичной: описывается ли атмосфера Титана или пистолет Макарова...
И.М.: С точки зрения издателя писатель, конечно, может писать всё, что не нарушает уголовный и гражданский кодекс (например сейчас мат это нарушение), лишь бы нравилось читателю... Но при этом настоящий автор, который пишет на века, обязательно имеет свой моральный кодекс, который транслируется в книгах. Тексты должны нести образовательную функцию: образованный писатель порождает образованного читателя.
И всё-таки прогнозы
Г.П.: Последний мой проект: серия книг об известных фантастах. Я пишу о Жюле Верне, Рэе Бредбери, братьях Стругацких, Станиславе Леме, о Джоне Толкиене... И наткнулся на очень необычный факт: все эти такие разные люди в конце жизни испытали разочарование в нашей цивилизации. Думаю, причина в том, что все они прочувствовали тот факт, что история человечества это история войн и насилия, и в будущем нас ждёт то же самое, что не внушает оптимизма. Недавно вот, например, читал у Толкиена про орков и вдруг понял новый президент Украины мыслит и говорит как орк: поневоле задумаешься о плохом...
Б.Д.: Думаю, единственный способ не впадать в отчаяние рассматривать человечество не как отдельные нации, а как единое общество.
Г.П.: Столкновение культур, с сожалению, неизбежно, и выход найти очень сложно...
Но надежда должна оставаться. У нас был об этом разговор с Борисом Стругацким незадолго до его смерти. И знаете, что он мне сказал на прощанье? Он сказал: «А всё-таки, Гена, более прекрасной идеи, чем коммунизм, человечество пока не придумало!».