Байк-рок-пробег «По хребту» подошёл к концу. С 14 по 18 июня байкеры, а с ними и корреспонденты «ОГ» побывали в 11 населённых пунктах, не считая Екатеринбурга. Последними на карте пробега по «Самоцветному кольцу Урала» стали город Талица и село Бутка́.
В Талице нас встретили хлебом-солью, песнями и хороводом. Приезд байкеров и рок-концерт для этого городка в 16 тысяч населения большое событие. Туристы, да ещё и в таком количестве, сюда забираются редко далеко (220 километров от Екатеринбурга), да и ярких достопримечательностей, если быть честной, нет.
Я работаю два года, и за это время наша команда почти ничего не сделала в сфере туризма, хотя мы очень хотим этим заниматься, признаёт Александр Толкачёв, глава Талицкого городского округа. Но у нас два прекрасных «хэдлайнера» искусный разведчик Николай Кузнецов и первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин. Есть большие проблемы с общепитом: если качество хорошее, то цены очень высокие, если цены приемлемые, то качество оставляет желать лучшего...
Оценить общепит нам толком не удалось: гостям предложили пообедать на полевой кухне. Вкусно, а главное совершенно бесплатно. Но полевая кухня явление редкое. Обычно приходится довольствоваться столовой или скромными кафе, найти которые в Талице непросто.
Несмотря на неразвитость туризма, гостиницы в городе есть. Правда, мне сложно представить путешественника, который приедет сюда с ночевой. Если уж на то пошло, интереснее провести время на природе в национальном парке «Припышминские боры». Но нам его почему-то не показали. Зато предложили съездить в гостеприимную Бутку́. Всего 36 километров по ровной прямой дороге и мы в аккуратном, ухоженном селе, где родился (но не жил) первый российский президент. Сегодня здесь до сих пор можно пообщаться с современниками Бориса Ельцина, которые его знали лично. Но надолго туристу тут не задержаться: можно посмотреть на дом родителей Ельцина, школьный музей и старинную церковь вот, пожалуй, и всё.
Вечером того же дня в Талице состоялся уже традиционный для байк-рок-пробега концерт. Путешествие почти подошло к концу, впереди лежала дорога домой...
Итоги
Начну с хорошего, благо его немного. Шутка. Маршрут, действительно, не скучный и достоин внимания. Во-первых, история Среднего Урала полна интереснейших фактов и легенд, знакомиться с которыми лучше прямо на месте событий. К тому же музеи у нас развиты хорошо. Во-вторых, природа вокруг такая красивая, что и в города можно не заворачивать посмотришь на эти скалы, реки, леса и уже понимаешь, что не зря ехал. А сельский люд, помимо прочего, ещё и радует своим радушием и гостеприимством. Из такой поездки можно привезти не только надоевшие всем магнитики, но и парное молоко, и уникальные поделки, и украшения из настоящих уральских самоцветов. Кстати, в глубинке цена на них очень привлекательная.
Недостатков пока заметно больше. Во-первых, продолжительность маршрута в паре с содержанием. Пять дней подряд слушать экскурсоводов не каждый сможет, под конец хочется просто тишины. Туристическая программа, предложенная некоторыми городами (например, Ирбитом), оказалась непродуманной: не один час мы посвятили безделью, хотя могли бы увидеть ещё многое. Пару раз я искренне была удивлена выбору объектов: ну разве интересен туристу Экспериментальный завод в Реже? Разве его вообще туда пустят? Во-вторых, при всей развитости музеев есть большие проблемы с экскурсоводами: мало где могут похвастать по-настоящему эрудированными, отзывчивыми и обаятельными гидами. В-третьих, кое-где, по-хорошему, и посмотреть толком не на что. Почему, например, в маршрут включили Талицу, а не Верхотурье? В-четвёртых, конечно же, инфраструктура...
В этой части главная беда дороги, причем как внутри населённых пунктов, так и между ними. Особенно на севере маршрута: туда рекомендую отправляться только владельцам внедорожников. Ну ладно, с горем пополам доехали. Надо бы перекусить... в большинстве случаев голодом вы не останетесь, но разнообразия не ждите. Гостиницы и вовсе вызывают бурю противоречивых эмоций: вроде бы, они и есть, но не везде, а качество чаще всего разочаровывает. Кроме того, забронировать место заранее проблематично: ведь не то что сайт с фотографиями номеров, даже номер телефона гостиниц маленьких городов с первого раза не найти.
Даже при условии, что вы приехали на день и запаслись едой заранее, могут возникнуть бытовые проблемы. Так, сходить в туалет можно только в музее или в кафе, если вы туда все-таки решите заглянуть. Вариант «под кустик» не рассматриваем мы же культурные люди...
В общем, проблем у «Самоцветного кольца» много, и вряд ли с ними быстро справятся. Так что оптимальный вариант путешествия по Среднему Уралу либо на пару дней в конкретную точку, либо на неделю по горам с палаткой и спальником за плечами.
Субъективная оценка корреспондентов «ОГ»
Населённый пункт | Гиды | Достопримечательности | Дороги | Гостиницы | Общепит | Итоги |
Коптелово | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 23 |
Невьянск | 5 | 5 | 3 | 3 | 4 | 20 |
Нижний Тагил | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 19 |
Алапаевск и Верхняя Синячиха | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 19 |
Талица и Бутка | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 19 |
Ирбит | 2 | 5 | 2 | 3 | 5 | 17 |
Висим | 4 | 4 | 4 | - | 4 | 16 |
Реж | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 16 |
Нижняя Синячиха | 4 | 5 | 4 | - | 3 | 16 |
*По пятибалльной шкале
Комментарий
Елена Новоторженцева, заместитель министра экономики Свердловской области:
На координационном совете по туризму в РФ был представлен наш проект «Самоцветное кольцо Урала», и эксперты признали это интересно, важно, нужно. Да, пока на маршруте есть недочёты. Но любой проект предполагает доработку и досоздание того, чего не хватает. Первый этап: 20142016 годы создание придорожного сервиса, гостиницы. Второй этап: 20172018 годы строительство парков и масштабных комплексов, где всей семьёй можно провести целый день. Но для этого бизнесу нужен гарантированный туристический поток. Наш проект должен войти в государственную целевую программу. После этого будет разработан подробный комплекс мероприятий по развитию «Самоцветного кольца», уже есть соответствующее поручение губернатора Свердловской области.
Сумма проекта, заявленного для участия в целевой программе, восемь миллиардов рублей, это федеральные, областные и около 8090 процентов частные инвестиции. Мы очень рассчитываем, что федерация поможет нам с дорогами и подъездами к гостиницам, которые будут строиться.
Всего в нашей стратегии три глобальных маршрута: «Самоцветное кольцо», «Пояс Рифея» (юг области, вдоль федеральной трассы) и «Уральский меридиан» (на самом севере региона). Сейчас мы сконцентрировались именно на кольце, потому что этот маршрут с экономической точки зрения наиболее выгоден, и здесь сконцентрировано большинство наших достопримечательностей.