В 1990 году 18 процентов населения Среднего Урала относилось к старшему трудоспособному предпенсионному возрасту, а в прошлом году уже 24 процента.
Отношение работодателей к старшему поколению очень разное. Одни доверяют тем, кого знают много лет в качестве отличных специалистов и надёжных сотрудников. Другие, которых большинство, предпочитают молодых, рассчитывая, что, получив современное образование в стране с рыночной экономикой, они принесут большую пользу. Но и от тех и от других по сокращению штата или по собственному желанию в силу разных причин, уходят квалифицированные специалисты пенсионеры.
Татьяна Николаева, с которой мы познакомились случайно, много лет проработала начальником отдела в библиотечном коллекторе, снабжающем всю область книгами. В 55 лет вынуждена была покинуть родной коллектив по сокращению штата и в связи с пенсионным возрастом. Долго искала работу по специальности, потому что с её нынешней пенсией в 8,5 тысячи рублей плюс тысячным пособием на дочку-студентку прожить невозможно. Наконец поняла, что, несмотря на большой опыт и крепкое для её лет здоровье, поиски не принесут успеха. Решилась и сорвала однажды на трамвайной остановке такое объявление: «Требуются срочно распространители рекламы, рабочий день от трёх часов, выплаты каждую неделю». Позвонила по указанному телефону, прошла собеседование.
На свежем воздухе для здоровья, конечно, полезно. Два выходных, зарплату выдают регулярно. Правда, непросто по четыре часа в день без перерыва в любую погоду стоять на ногах, даже для молодых. Но надо как-то продержаться, пока дочь учится, сдержанно комментирует свою изменившуюся жизненную ситуацию Татьяна.
Михаил Грилюк также работает на свежем воздухе охранником автостоянки.
Две трети рабочего времени провожу во дворе дома, автомашины дорогие, приходится смотреть в оба, говорит бывший инженер-энергетик Свердловэнерго, бывший начальник участка организации, строившей высоковольтные линии и подстанции в Заполярье.
Михаил Петрович вышел на пенсию, благодаря северному стажу, в 57 лет. Решил с семьёй вернуться домой, в Екатеринбург... и остался без работы.
А через службы трудоустройства не пытались найти работу по специальности?
Пытался, но бесполезно. Года полтора работал охранником, потом уволился позвали строить линии электропередач сначала в Омскую, затем в Курганскую области. Семья на этот раз оставалась здесь, ездил туда года два, устал. А в родной области так и не нашлось работодателя, которому бы пригодились мой опыт и квалификация. Снова вернулся на автостоянку.
Размер пенсионного обеспечения бывшего инженера-энергетика 14 тысяч рублей. Северного стажа не хватило для того, чтобы его увеличить. Шесть тысяч платит за коммуналку, оставшееся уходит на питание. На охране автомобилей зарабатывает 10 тысяч рублей в месяц. Дежурят здесь по одному, то есть сутки без сна.
Трудоустройство граждан старшего возраста сейчас приобретает особую актуальность. В 2007 году средняя продолжительность жизни уральцев, к примеру, составляла 64 года, а в 2012-м уже 70 лет. Средняя пенсия по России на начало этого года чуть более десяти тысяч рублей. Понятно, что прожить на эти деньги без дополнительного заработка очень сложно. По существующему законодательству пенсионеры не признаются безработными. И хотя имеют право регистрироваться в органах службы занятости, требовать трудоустройства по специальности практически не могут. Так, в 2013 году за содействием в службу занятости Свердловской области обратились 6 807 человек, относящихся к категории пенсионеров, 4 697 человек нашли работу. Но вакансии предлагались в большинстве своём такие же, среди каких самостоятельно делали выбор Татьяна Николаева и Михаил Грилюк продавец газет, вахтёр-диспетчер, охранник, курьер, телефонист, сиделка.
Cегодня общая для всех российских регионов тенденция сокращение экономически активного населения в связи с выходом на пенсию значительного числа квалифицированных работников. В апреле на годовом общем собрании Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей руководители предприятий назвали это главной причиной нехватки квалифицированных кадров одной из своих самых острых проблем. В регионе принята программа привлечения квалифицированных специалистов для разных отраслей экономики и социальной сферы из числа бывших соотечественников, проживающих за рубежом. Оттуда едут немногие, и в основном это врачи, учителя.
Так может быть, пока существует такая диспропорция в пополнении квалифицированных кадров, стоит остановить поток вынужденных искать работу на свежем воздухе наших уральских специалистов-пенсионеров? Существует же в нашем регионе узаконенная квота для трудоустройства инвалидов в организациях численностью более ста человек. Она составляет от двух до трёх процентов рабочих мест в зависимости от их аттестации по условиям труда.
Почему бы не установить такие же квоты для квалифицированных работников-пенсионеров?