К началу Первой мировой войны на Урале военную продукцию производили восемь казённых заводов (по некоторым данным, они могли обеспечить не более 15 процентов всех военных заказов страны). За годы войны число только крупных и средних предприятий здесь увеличилось минимум в десять раз.
Кроме того, с 1915 года к выпуску военной продукции подключилась практически вся частная промышленность несколько сотен мелких предприятий и мастерских. За годы войны было построено семь новых снарядных заводов, из прифронтовой полосы на Урал было эвакуировано оборудование двенадцати военных и механических заводов. За более чем двухвековую историю существования промышленности на Урале до Первой мировой войны в регионе не было примеров более масштабного развития военного производства. То есть мощный мобилизационный оборонный потенциал промышленности нашего региона проявил себя ещё в 19151918 годы, задолго до Великой Отечественной.
В руки корреспонденту «ОГ» попал интересный документ: «Заключение комиссии по обследованию горных заводов Урала» от 6 июля 1915 года. Согласно ему главной продукцией, выпускаемой на Среднем Урале, были снаряды. «Всё суточное производство снарядов на частных заводах Урала исчислено комиссией в 3 000 крупных (по 1 000 штук заводы Надеждинский, Лысьвенский и Тагильский) и в 7 000 мелких (заводы Ревдинский и Невьянский по 2 000 штук, Добрянский графа Строганова 1 000 штук, прочие заводы 2 000 штук)». Причём оговаривается, что необходимое для освоения выпуска снарядов оборудование предприятия готовы либо изготовить сами, либо выписать из-за границы. Например, последний из названных заводов заказал прессы и станки в Америке. А «заводы Тагильского округа для того, чтобы получить возможность изготовлять снаряды, должны быть освобождены от некоторых срочных заказов на рельсы».
Далее идёт подробное описание, что ещё и в каких количествах производили наши предприятия: взрывательные трубки для артиллерийских снарядов, проволоку катаную, тянутую и колючую, пороховые ящики, коробки для ручных гранат и даже солдатскую посуду, а также понтонные настилы, повозки, малые двигатели внутреннего сгорания, подковы и гвозди для них.
Основной же проблемой была нехватка рабочих рук (уже в августе 1914 года «Уральская жизнь» писала о закрытии Невьянского завода, потому как все ушли на фронт работать некому). Вот и комиссия в своём заключении рекомендовала предпринять следующие меры: «нужно не только освобождение при будущих призывах всех ратников, работающих на и при заводах, но также и возвращение на заводы нужных им работников, уже призванных в качестве ратников и запасных».
Отчасти недостаток рабочих можно было восполнить привлечением пленных. «Однако пользование ими встречает разнообразные препятствия: получению пленных предшествует длительная переписка, из-за которой теряется самое дорогое время, выбор пленных ограничивается без всякой надобности самыми тесными пределами (например, требуется выбирать пленных только в таком-то уезде), условия вознаграждения пленных нецелесообразны (ограничение выдачи на руки 20 копеек и крупные отчисления в особый фонд), вследствие чего пленные оказываются недостаточно заинтересованными в производительности их труда и работают плохо».