Поправки к закону «О ветеринарии», вводящие правила маркировки и учета животных, приняты Госдумой в первом чтении. Опасения многих владельцев кошек и собак не оправдались: их питомцев пока чипировать не будут. А вот коровы, лошади, свиньи и даже пчелы с рыбами подлежат маркировке. Принять закон планируют к осени этого года.
Маркировка животных, по замыслу авторов этого законопроекта, нужна для того, чтобы обеспечить контроль за движением продукции животноводства от фермы до прилавка, а также для оперативного выявления источника возможной болезни, если такая случится. Маркировка должна охватить все сектора сельхозпроизводства – от агрохолдингов до личных приусадебных хозяйств. Информация о животных будет содержаться в единой базе Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Изначально маркировать предполагалось также и домашних питомцев, именно это привлекло внимание общественности к законопроекту, когда тот в январе этого года был отправлен законодателям. Но к моменту рассмотрения законопроекта в первом чтении пункта о домашних животных в нем не оказалось. Зато появились другие технические правки: например, термин «идентификация» был заменен на другой – «маркировка».
– В федеральном законе «О племенном животноводстве» четко обозначено, что животное должно быть учтено, иметь свой личный идентификационный номер. Вот мы в Свердловской области эту работу практически закончили, – говорит советник генерального директора АО «Уралплемцентр» доктор биологических наук, профессор Владимир Мымрин.
По его словам, на Среднем Урале сельскохозяйственные животные уже учтены практически во всех крупных предприятиях. После принятия закона о маркировке это обяжут сделать и частников, держащих скот, домашнюю птицу, свиней. Все это делается ради обеспечения эпизоотического благополучия. Вспомним: осенью прошлого года африканская чума свиней в нашей области охватила исключительно мелкие хозяйства, где такого учета не было.
– Что касается крупного рогатого скота, то нашим министерством предписано наличие бирок на ушах животных, где выжжены или иным способом нанесены идентификационные номера, которые читаются с расстояния минимум 10 метров. Номера выдает управление Россельхознадзора, это – государственные номера учета животных, – поясняет Владимир Мымрин.
Но закон оговаривает и другие элементы маркировки: подкожный микрочип, электронный болюс, тавро, кольцо, ошейник. В законопроекте – 14 видов сельскохозяйственных животных, подлежащих маркировке, к таковым отнесены пчелы и рыбы. Последние подлежат групповому учету. В случае с рыбами средства маркировки будут наноситься на садок, прудовое хозяйство, где те обитают. У пчел маркировать предполагается ульи с пчелосемьями. Но сами пасечники считают это абсурдом.
– Пчелы могут просто улететь из улья, так часто бывает. И будет их домик пустой стоять с биркой. Кому это надо? – удивляется председатель Свердловского областного отделения Российского национального союза пчеловодов Валентин Суставов. – У нас и так есть учет, каждый год получаем ветеринарный паспорт пасеки. А теперь еще и за маркировку придется платить.
Кстати, маркировка будет производиться за счет владельцев животных: самые дешевые – пластмассовая бирка или кольцо – обойдутся в несколько десятков рублей, электронные чипы и капсулы – в несколько сотен.
А вот жителям сел и дачных поселков, страдающих от набегов безнадзорного скота, поправки на пользу. Найти хозяев коз и коров, которые уничтожают урожай на корню в огородах соседей, теперь можно будет по номерам на бирках животных. От такого доказательства уже не отвертишься.