Два с лишним десятка лет екатеринбуржец Аркадий МАЛЬГИН живёт в садовом товариществе один. Переехал туда почти сразу после выхода на пенсию, сейчас ему 78. По нынешним временам случай почти что рядовой. По разным причинам в похожей ситуации, когда на склоне лет приходится переселяться из городской квартиры в садовый домик, оказываются многие пенсионеры.
Переселиться в сад Аркадия Ивановича заставила нужда, отправной точкой стало то, что в только что построенный дом нагрянули воры.
– Осенью 2000 года закончил в саду постройку дома, а в январе звонит сосед и говорит: у тебя рамы достали, – рассказывает Аркадий Мальгин. – Приехал, смотрю, а у меня не только рамы, но и двери вытащили – филёнчатые, красивые. Ну что делать? По новой всё восстановил, а чтобы снова не повторились грабежи, пришлось поселиться в саду.
Совпало это и с крутыми переменами в личной жизни самого Аркадия Ивановича: развёлся с женой, четырёхкомнатную квартиру оставил бывшей супруге и детям. Они её разменяли, при этом самому квадратных метров как бы и не досталось. Двое сыновей от отца не отказываются, наоборот, помогают, зовут к себе, но тот к ним не едет: боится, что стеснит. Хотя сейчас о переезде стал задумываться всё чаще: жизнь в саду, тем более в доме, где нет городских удобств, для пожилого человека не сахар. Особенно зимой.
Спрашиваю собеседника: в чём самая большая трудность зимовки в саду? Ожидал, что будет жаловаться на то, что туалет на улице, печь надо топить каждый день, а услышал совсем другое.
– Одиночество – вот что самое трудное, словом перекинуться не с кем, – признался он. – Зимой рядом со мной никто не живёт, все уезжают. Зимовать в саду остаётся человек пять, их дома расположены далеко от моего участка, общаемся по телефону, но в гости друг к другу не ходим.
Правда, в доме есть живность – кошка, собака и кролики, это хоть как-то скрашивает одиночество пенсионера. Кошка Алёнка воюет с мышами, а пёс Дружок сторожит дом. Два кролика должны были пойти на мясо ещё осенью, но из-за пандемии заколоть их было некому, теперь приходится кормить. Но для хозяина это не в тягость – картошки в подполе полно, а лишняя обязанность хоть как-то скрашивает досуг.
Сад «Авиатор 5» расположен вблизи аэропорта Кольцово между Сибирским трактом и Кольцовской автодорогой. Здесь около 380 участков. Но перспектива застройки этого городского микрорайона породила у многих садоводов перманентное ожидание неизбежного сноса, поэтому многие бросают свои участки. Зимой здесь действительно безлюдно, испытали на себе, когда искали участок нашего героя: не встретили ни одного человека. Правда, по словам Аркадия Мальгина, в последнее время здесь стали селиться приезжие из стран СНГ, работающие в городе.
Есть ещё две проблемы, которые особенно досаждают зимующему в саду пенсионеру – снег и топка печи.
– Дороги первый год стали чистить. Раньше не чистили, – говорит он.
Так что торить в снегу тропку приходилось самому. А иначе добраться до автобусной остановки, чтобы доехать до ближайшего магазина и купить продукты, не получится. А ещё нужно чистить от снега дорожки в своём саду, порой, если снегопад сильный, на это уходит не один день – силы уже не те. Кстати, из-за снега как-то раз скорая не смогла проехать в сад, сын на машине вывозил больного отца к ней.
Если снег случается зимой нечасто, то вот топка печи – обязанность ежедневная. Растопить и бросить полешки в топку нетрудно, а вот добыть их – влетает в копеечку.
– Дрова покупаю колотые, две машины по три куба. Прошлым летом вышло с доставкой на 11 тысяч рублей, сейчас обошлось бы дороже, – подсчитывает Аркадий Мальгин.
Двух машин едва хватает от Нового года до весны. А до января в топку идут деревянный хлам и поддоны, которые тоже надо где-то добыть. Пенсия невелика, поэтому приходится экономить на дровах. Это мы заметили, когда вошли в дом пенсионера, – на градуснике было всего +11.
– Пенсия была 18 тысяч, сейчас – 19. А расходов много: газ баллонный, дрова, корм для собаки, оплата электричества, лекарств, не говоря уже о покупке продуктов, – говорит он.
Свободного времени зимой у пенсионера много. На полке замечаем многотомное издание «Всемирной истории». Оказалось, хозяин частенько берёт в руки эти фолианты, ведь по профессии он историк, окончил Уральский госуниверситет. Студентом чуть ли не каждое лето ездил на раскопки в крымский Херсонес, потом преподавал в ГПТУ, в пединституте. Но ради того, чтобы заработать на квартиру, ушёл на завод, три года работал столяром. Так что дом в саду от фундамента до окон построил своими руками.
Ещё об одном увлечении хозяина подсказывает висящая на стене мандолина. Играет он на ней, подбирая мелодии на слух. При нас исполнил революционные «Вихри враждебные». Рассказывает, что раньше хорошо играл на гитаре, но когда столярничал, поранил руку, работая на фрезерном станке, с гитарой пришлось попрощаться.
– Как рука в станок попала, аккорды пальцами брать уже не могу, а на мандолине можно и двумя пальцами играть, – демонстрирует Аркадий Иванович.
День прибавляется, и скоро он будет сажать рассаду – работа на грядках его самое любимое занятие.
– Главное – перезимовать, а летом скучать некогда, – говорит он. – Сразу народу в саду прибавится, два года назад ездило на посадки немного людей, а сейчас постоянно приезжают, живут неделями.
У Аркадия Ивановича получаются изумительные тыквы, одну из них он нам продемонстрировал, а ещё он выращивает картошку, морковь, томаты, огурцы и даже арбузы. Соседи частенько наведываются к нему за советом. Ради этого времени и терпит зимние невзгоды.
– Радует то, что скоро весна, особенно люблю то время, когда зацветают яблоня и слива, – признался пенсионер. – Сразу забывается всё плохое и хочется жить.