Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова представила ежегодный доклад о работе омбудсмена. Она рассказала, в том числе об уроках «драмы на Драме».
Документ опубликован в сегодняшнем номере «Областной газеты». Один из ключевых моментов, рассмотренных в докладе, касается истории, развернувшейся в мае прошлого года вокруг строительства собора Святой Екатерины в сквере у театра Драмы. «Областная газета» подробно рассказывала о резонансных событиях прошлой весны.
По словам омбудсмена, она с самого начала пристально следила за всем, что происходило в сквере - «на предмет соблюдения баланса прав и интересов граждан в условиях сложившегося социального конфликта». Татьяна Мерзлякова назвала те события «скверной историей» и призвала всех сделать выводы из «драмы на Драме».
Татьяна Мерзлякова знакомилась с основаниями задержаний, постановлениями о привлечении к административной ответственности, а также встречалась в спецприёмнике с лицами, отбывающими наказание в виде административного ареста уже после участия в акции. В своём ежегодном докладе омбудсмен дала свою оценку действиям манифестантов и правоохранителей.
«Особенность событий в сквере у театра драмы в Екатеринбурге состоит в том, что коллективная реализация свободы выражения мнения жителями нашего города происходила в форме не какого-либо заранее организованного массового мероприятия, требующего в соответствии с российским законодательством согласования, а в форме флешмоба, когда к не запрещённым законом действиям (прогулка в сквере) присоединялись горожане», - считает Татьяна Мерзлякова.
Уже после ознакомления с рядом постановлений судов уполномоченный признала, что в ходе акции не удалось полностью исключить задержание и последующее привлечение к административной ответственности людей, оказавшихся у театра Драмы случайно, которые просто пришли «погулять в сквере».
«Территория, на которой проходила акция, – это центр города, и акция не имела формы митинга, шествия или демонстрации, люди просто находились в сквере, слушали музыку,общались и прогуливались. Действия участвующих в акции ничем не отличались от того, что происходит в центре Екатеринбурга весной и летом – прогулки, молодёжные тусовки, танцы на набережной, многочисленные культурные мероприятия, фестивали, модные сегодня мероприятия, так называемой, «уличной культуры», - отметила омбудсмен.
Уполномоченный по павам человека призналась, что «драма у Свердловского академического театра драмы – «очень больная для неё тема».
«Впервые в нынешнем веке так долго шло противостояние между земляками. Пропасть между теми, кто ожидал на этом месте увидеть храм в честь покровительницы города – святой великомученицы Екатерины, и теми, кому это место нравилось как существующий современный сквер, была глубокой, но в неё не втянулись бы жители города, если б не было обиды, что с ними не посоветовались», - считает омбудсмен.
Однако ключевым моментом, по мнению омбудсмена, всё-таки стала тема публичных слушаний и общественного обсуждения – уже на второй день акции с представителями обеих сторон встретился глава региона Евгений Куйвашев, после чего появилась надежда на диалог.
«Жаль, что потом этот диалог не услышали иные руководители. Уже утром начались допросы у одних, обыски – у других. На взгляд уполномоченного, если не будут сделаны выводы из этой истории, Екатеринбург очень многое потеряет в общественном согласии».
«Протест для большинства людей, выходивших к скверу, не был целью. Целью был диалог с теми, кто принимает решение. Жаль, что федеральные структуры предпочли силовой вариант. Урок этого года должны извлечь все. Не получилось коллективного диалога. Непрозрачность принятия решения, незнание населением, кто стоит за силовым выбором, оставило осадок у многих горожан», - резюмировала Татьяна Мерзлякова.