На северной окраине Нижнего Тагила можно увидеть следы признанного в 1998 году банкротом горнодобывающего предприятия: участки дорог, руины копров, остатки выработок и отвалов. Это всё, что осталось от Рудоуправления имени III Интернационала, где добывались бесценные полиметаллические руды. Шахтёрский вклад в Победу в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Для воюющей страны добыча колчедана была настолько важна, что уже в 1942 году за трудовые заслуги рудоуправление было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Строительная горячка развернулась на руднике в 30-е годы прошлого столетия. Под землёй уходили на глубину новые шахты. А возле станции Сан-Донато выросли бараки и землянки, где селили семьи строителей, привезённые на Урал не по своей воле.
– Чуваши, татары, мордва, удмурты – все народности с Поволжья можно было встретить в наших рудничных бараках. Селили в один до 400 человек. У каждой семьи своя история переселения, все поражены в правах, а мы – дети врагов народа, – вспоминает тагильчанка Мария Шувалова.
Мария Артёмовна из мордовской алатырской семьи, силой привезённой для работы в медных шахтах, но родилась она уже в тагильском рудничном посёлке – в 1939 году.
– Шахтёры бы лучше рассказали, как работалось им в войну, но разве среди них долгожители бывают, – вздыхает пожилая женщина. – У меня дед, отец с матерью, дядя – совсем молодой мальчик – в те страшные годы трудились под землёй. От шахты семье домик дали засыпной на Сланцевой улице, но по ней почти каждый день на кладбище трупы возили. Мама не спала ночами, наконец не выдержала, уговорила отца на Нахаловке землянку вырыть. Мы переехали туда.
Ещё в 1939 году часть переселенцев была восстановлена в правах, и с началом войны многие мужчины ушли на фронт. На шахты набрали женщин и подростков. Большинство новичков работали каталями или крепильщиками, но были и женские бригады бурильщиц, скреперистов – первые в медной промышленности.
Люди работали по 10–12 часов в сутки, без выходных и праздников. Технологии были ориентированы прежде всего на объём добычи руды без учёта сохранения здоровья.
– Я пришёл на шахту в начале 50-х, застал ещё сухое бурение, которое унесло здоровье многим моим товарищам в военное время, – рассказывает ветеран рудника Зафар Алиахметов. – Перфораторы работали без подачи воды, от пыли в двух шагах ничего не разглядишь. Постепенно у человека развивался силикоз или другие болезни органов дыхания.
Не редкостью были несчастные случаи: возгорания, обрушения.
– Раздаётся рёв гудка на руднике, значит, что-то случилось. Бежим всем посёлком, вдруг из наших кого придавило? – вспоминает Мария Шувалова.
Тяжёлые условия и острая нехватка квалифицированных кадров не стали помехой для ударного труда. Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по добыче медной руды Рудник им. III Интернационала Наркомата цветной металлургии награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В книге «Звенящая медь Тагила» Сергей Пудовкин сообщает, что в ноябре 1943 года прошло обследование рудной базы и геологической службы рудника. Комиссия заключила, что руднику при наличии достаточных контингентов рабочей силы посильно выполнение постановления ГКО от 31.12.1942 года в 550 тысяч тонн товарной руды.
На самых тяжёлых участках работ начали использовать труд заключённых, а затем и военнопленных. Согласно архивным данным лагеря для военнопленных № 153, включённого в структуру Тагиллага, в 1944 году половину работающих под землёй составляли пленные немцы, итальянцы, венгры и японцы. Многие из них нашли последний приют на кладбище «Рудник».
Посёлок Рудника имени III Интернационала по сию пору оправдывает своё название. Здесь рядом проживают представители разных народов: мордва, чуваши, большая татарская диаспора. Как ни была сурова для них уральская земля, трудолюбивые переселенцы обосновались здесь навсегда.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».