9 июля в 1960 году по Центральному парку культуры и отдыха им. Маяковского в Екатеринбурге (тогда — Свердловске) начал ходить первый настоящий... поезд. Малая Свердловская железная дорога им. Николая Островского, сегодня больше известная как детская железная дорога (ДЖД), открылась для юных машинистов и проводников, а также для посетителей парка.
Строительство детской железной дороги длилось чуть меньше двух лет — с осени 1958 года. Сама идея нашла широкую поддержку и в трудовых коллективах, и в местных партийных органах. Уже тогда ДЖД рассматривалась не как аттракцион, а как место практики будущих железнодорожников.
Незадолго до открытия в Свердловск поступили восемь специальных вагонов с польского завода Pafawag (Panstwowa Fabryka Wagonowa — Государственный вагонный завод). Сегодня они уже не катают пассажиров, однако увидеть раритеты можно — как экспонаты они стоят на крайнем пути. В 2007 году на детскую железную дорогу поступили три новеньких вагона, именно они сейчас и выходят в рейс. Однако буквально со дня на день прибудет пополнение: сотрудники ДЖД рассказали нам, что ещё три абсолютно новых современных вагона уже готовятся к транспортировке в ЦПКиО.
Интересно, что за все 53 года существования ДЖД не прекращала свою работу — речь о её закрытии не шла даже в кризисные времена.
Ежегодно на детской железной дороге обучается 700 школьников из разных районов Екатеринбурга. Полный цикл обучения длится три года, каждому выпускнику (а это около 70 человек) выдают документ о полученном образовании, а это — преференции при поступлении в профильные учебные заведения. Оказалось, что около половины выпускников после продолжают карьеру в железнодорожной сфере. Было бы больше, говорят на ДЖД, но не всем удаётся пройти по состоянию здоровья.
Могут похвастаться на детской железной дороге и целыми династиями. Один из ярких примеров: в первые годы после открытия на ДЖД поступил Риф Конофеев. Спустя несколько лет по стопам отца пошёл сын, а затем и внуки — все машинисты.