Месяц назад определился оператор единой социальной карты (ЕСК), работа по созданию которой была инициирована указом губернатора Евгения Куйвашева. Уже несколько регионов страны внедряют практику социальных карт. А первыми были москвичи, ещё в 2001 году в столице появилась карта москвича, с помощью которой можно получать транспортные, медицинские услуги, на неё перечисляются социальные выплаты. Какой будет единая социальная карта жителя Среднего Урала, как продвигается реализация данного проекта, «Облгазете» рассказал заместитель министра социальной политики Свердловской области Алексей САБИТОВ.
- Когда жители области смогут воспользоваться такой картой?
– Весь подготовительный этап, в том числе изменение действующих нормативных правовых актов, завершён. Пробный выпуск карт мы планируем в начале 2020 года, а полномасштабный их выпуск начнётся через полгода.
– Сколько человек может охватить ЕСК?
– Хотелось бы получить максимальный охват населения. Все, кто получает социальные выплаты и иные меры поддержки, могут претендовать на эту карту. Но единая социальная карта – не только для льготников. Любой гражданин России, проживающий в Свердловской области, может стать владельцем ЕСК и пользоваться всеми её сервисами и услугами, даже не получая никаких пособий. Проект социальной карты реализуют сегодня многие регионы страны, каждый из них видит его по-своему. В первую очередь все стараются реализовать транспортное приложение. Мы же в первую очередь хотим создать платформу, единый ай-ти инструмент, в который потом можно добавлять, словно кубики или пазлы, любые сервисы. Это модули транспортных услуг, здравоохранения, образования и так далее.
- Какие ещё нефинансовые приложения, кроме транспортного и медицинского, будут доступны владельцам ЕСК?
- Прежде всего – торгово-сервисное. При договорённости оператора ЕСК с предприятиями торговли, питания, услуг держатели карт будут получать в них различные скидки, бонусы, кэшбэки. Карта станет и универсальным платёжным инструментом.
- Как будет работать транспортное приложение ЕСК при наличии такого же сервиса у ЕКАРТЫ?
– Это совершенно разные проекты: ЕКАРТА – продукт масштабный, но пока действует лишь на территории Екатеринбурга. Транспортное приложение ЕСК должно работать по всей области, в том числе охватить и пригородные перевозки. Возможность интеграции сервисов ЕКАРТЫ и ЕСК прорабатываются оператором. Если проекты найдут между собой точки соприкосновения, а они есть, такая интеграция будет возможна.
- Карта позволит получать социальные выплаты, прежде всего, льготников интересует то, как будет действовать её расчётное приложение.
– В указе губернатора предусмотрены два варианта ЕСК: первая – без финансового приложения, вторая – с финансовым приложением. Во втором случае это будет почти банковская карта, брендированная под единую социальную карту. В чём состоит её отличие от обычного банковского продукта? С развитием ЕСК у неё появятся дополнительные сервисы: транспортное приложение, которое мы должны реализовать до конца будущего года, медицинское приложение, торгово-сервисные. А финансовое приложение ЕСК будет выстраиваться на национальной платёжной системе МИР. Какие банки будут его реализовывать – это уже вопрос взаимодействия с ними оператора единой социальной карты. Скорее всего, это будет несколько региональных и федеральных банков. Одно из требований к кредитным учреждениям в этом случае – наличие широкой сети банкоматов в регионе.
- Для чего понадобилось два вида карт?
– Часть получателей мер социальной поддержки проживают в отдалённых населённых пунктах, сельских территориях, где сегодня банковская инфраструктура ещё не развита. Для них будут выпускать карты без финансового приложения, но они позволят пользоваться всеми другими сервисами ЕСК.
- Как внешне будет выглядеть единая социальная карта, есть ли первые её эскизы?
– В регламенте работы оператора ЕСК указаны главные моменты, которые при создании карты оператор обязан учесть. Она должна быть узнаваемой: в дизайне, цветовом решении должны присутствовать элементы, ассоциирующиеся со Свердловской областью. Обязательно вместе с оператором планируем провести общественное обсуждение дизайна карты.