Высшим органом государственной власти Свердловской области в 1936–1977 годах являлся Свердловский областной Совет депутатов трудящихся, в 1977–1993 годах – Свердловский областной Совет народных депутатов. Совет избирался непосредственно населением области прямым тайным голосованием: в 1936–1977 годах сроком на два года, в 1977–1993 годах – на два с половиной года.
• Первые выборы в Свердловский областной Совет народных депутатов прошли 24 декабря 1939 года. Всего за период своего существования Совет избирался 21 раз. После формирования Совет собирался в полном составе на сессии, проходившие два раза в год.
• Начиная с весны 1990 года политический вес партийных организаций стал уменьшаться, а советов, наоборот, расти.
• После августовских событий 1991 года КПСС была запрещена, Свердловский областной комитет КПСС в августе прекратил свою деятельность, а 21 ноября 1991 года самоликвидировался (приказом управления делами обкома). Облисполком в соответствии с указом Президента РСФСР № 75 от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти РСФСР» в октябре-ноябре 1991 года был преобразован в администрацию Свердловской области, возглавил которую Эдуард Россель (назначен 16 октября 1991 года Указом Президента РСФСР).
Свердловский областной Совет народных депутатов, утративший после создания администрации области роль основного центра власти, просуществовал вплоть до октябрьских событий 1993 года, когда система советов всех уровней в России была демонтирована (сохранились только верховные советы республик в составе Российской Федерации).
• В декабре 1993 года в соответствии с принятой Конституцией РФ субъекты РФ получили возможность формировать свои законодательные органы, принимать региональное законодательство.
• В Свердловской области выборы первого законодательного органа Свердловской областной Думы состоялись 10 апреля 1994 года. Областная Дума – первый законодательный орган государственной власти Свердловской области после конституционной реформы 1993 года, заменивший Свердловский областной Совет народных депутатов.
В 1994 году областной парламент был однопалатным и состоял из 28 депутатов. На профессиональной основе работали всего 6 депутатов.
В Свердловской областной Думе было сформировано четыре комитета: по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды; по вопросам законодательства и местного самоуправления; по социальной политике; по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
Депутаты Свердловской областной Думы с первых дней своей работы приступили к разработке Устава. В результате наш регион стал первым субъектом РФ, разработавшим свой Устав. Принятый 25 ноября 1994 года Устав Свердловской области законодательно определил все правовые нормы общественной, экономической, политической жизни области.
Специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации основному закону Свердловской области была дана высокая оценка. Устав Свердловской области в качестве одного из вариантов модельного устава для других субъектов РФ был опубликован 11 февраля 1995 года в «Российской газете».
• Новые принципы формирования законодательного органа в Свердловской области были определены областным законом «О выборах депутатов Законодательного Собрания Свердловской области», принятым в начале 1995 года.
По этому документу областная Дума состояла из 28 депутатов, избираемых сроком на четыре года на основе пропорционального представительства участвующих в выборах избирательных объединений по общеобластному избирательному округу. Каждые два года половина депутатов должна была переизбираться. Все 28 депутатов должны были работать на постоянной основе.
Палата представителей формировалась на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории Свердловской области, и состояла из 21 депутата, избираемого сроком на два года.
Создание двухпалатного Законодательного Собрания позволило, во-первых, более полно представить в законодательном органе интересы разных политических партий, общественных организаций и движений, органов местного самоуправления, групп граждан, во-вторых, создать сбалансированную систему учёта интересов территорий и политических партий, движений, в-третьих, повысить качество принимаемых законов, которые уточнялись и корректировались депутатами Палаты представителей с точки зрения потребностей территорий и возможностей реализации этих законов.
Именно двухпалатный парламент обеспечивал политическую стабильность в Законодательном Собрании. В верхнюю палату вошли представители крупных промышленных предприятий, главы муниципальных образований, работники учреждений бюджетной сферы, которые очень взвешенно подходили ко всем не только экономическим и социальным вопросам, но и политическим. Благодаря этому удавалось нивелировать последствия тех политических конфликтов, которые возникали и в нашей областной Думе между политическими партиями, выступавшими с огромным количеством популистских инициатив, не подтверждённых бюджетными возможностями.
• Выборы в двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области прошли 14 апреля 1996 года. Это был первый двухпалатный законодательный орган в регионах РФ.
Председателем областной Думы был избран Вячеслав Сурганов. В соответствии с принятым Уставом областная Дума получила право принимать законы и передавать их для одобрения в Палату представителей, давать согласие на назначение и освобождение председателя правительства Свердловской области, решать вопрос о доверии правительству Свердловской области, согласовывать назначение прокурора Свердловской области, избирать по представлению губернатора судей Уставного Суда Свердловской области.
В Палату представителей по одномандатным избирательным округам был избран 21 депутат. Председателем Палаты представителей избран Александр Шапошников. В компетенцию Палаты представителей входило одобрение законов, принятых областной Думой, принятие постановлений об обращении в Конституционный суд РФ по вопросам, относящимся к ведению Законодательного Собрания, назначение выборов губернатора Свердловской области и отрешение губернатора от должности, принятие решений о проведении областного референдума, назначение выборов в органы местного самоуправления и иные полномочия в соответствии с Уставом Свердловской области.
• 12 апреля 1998 года состоялись очередные выборы в областную Думу и Палату представителей Законодательного Собрания Свердловской области. Председателем обновлённого состава областной Думы остался Вячеслав Сурганов. Председателем Палаты представителей избран Пётр Голенищев.
После выборов 1998 года в областной Думе было сформировано уже 5 комитетов. Появился новый комитет – по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности.
Одним из главных направлений законотворческой деятельности депутатов в эти годы стало развитие правовой базы формирования и функционирования системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти области, правовое обеспечение системы местного самоуправления. На этой базе в городах и районах области приступили к разработке уставов и подготовке выборов в органы местного самоуправления.
Создавалась правовая база развития образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, совершенствовалась система социальной защиты.
• Важное место в деятельности депутатов занимала работа над избирательным законодательством. С целью его совершенствования в ноябре 1997 года был принят Избирательный кодекс Свердловской области, признанный специалистами актом, наиболее полно учитывающим федеральное законодательство.
• Очередные выборы в областную Думу и Палату представителей Законодательного Собрания Свердловской области состоялись 26 марта 2000 года. Председателем областной Думы был избран Евгений Порунов.
Палату представителей возглавил Виктор Якимов. Было сформировано четыре комитета: по аграрной политике, землепользованию и экологии, по вопросам законодательства и местного самоуправления, по социальной политике, по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
На основании Областного закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 32 и 34 Устава Свердловской области», принятого 22 апреля 1999 года, срок полномочий депутатов областной Думы и Палаты представителей был увеличен с двух до четырёх лет.
• 14 апреля 2002 года прошли очередные выборы депутатов областной Думы. После них нижнюю палату регионального парламента возглавил Николай Воронин. Создано пять комитетов: по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды, по вопросам законодательства и местного самоуправления, по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности, по социальной политике, по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
• Через два года – 14 марта 2004 года в Свердловской области состоялись выборы в областную Думу и Палату представителей Законодательного Собрания Свердловской области. Полностью переизбиралась Палата представителей и на пятьдесят процентов – областная Дума. Новым председателем Палаты представителей стал Юрий Осинцев. В Палате представителей было сформировано четыре комитета: по вопросам законодательства и местного самоуправления, по промышленной, аграрной политике и природопользованию, по социальной политике, по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
• 8 октября 2006 года в Свердловской области прошли выборы в областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Её спикером вновь стал Николай Воронин.
• 2 марта 2008 года состоялись очередные выборы в двухпалатное Законодательное Собрание Свердловской области. Полностью переизбиралась Палата представителей и на пятьдесят процентов – областная Дума.
Председателем Палаты представителей избрана Людмила Бабушкина. Депутаты сформировали четыре комитета: по вопросам законодательства и местного самоуправления, по промышленной, аграрной политике и природопользованию, по социальной политике, по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
• 14 марта 2010 года в Свердловской области прошли выборы в областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области, в ходе которых переизбирались четырнадцать депутатов.
В избирательной кампании участвовали Свердловское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», за неё проголосовало 39,79 процента избирателей, принявших участие в выборах. Свердловское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) завоевало 16,88 процента голосов, Свердловское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ) – 21,69 процента, Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» – 19,30 процента.
Представители политической партии «Единая Россия» получили шесть мандатов, ЛДПР – два мандата, от КПРФ – три мандата, политической партии «Справедливая Россия» – три мандата. Председателем областной Думы избрана Елена Чечунова.
За 1996–2010 годы в Свердловской области накоплен значительный опыт формирования и деятельности законодательного органа, избранного на основе смешанной системы выборов, когда выборы в областную Думу проходили по партийным спискам, а выборы в Палату представителей – по одномандатным округам.
• В 2010 году областной Думой разработан и принят новый Устав Свердловской области, который сохраняет преемственность с прежней редакцией Устава. В нём сохранены отдельные статьи и нормы Устава Свердловской области 1994 года, часть из которых воспроизведены с изменениями в целях приведения в соответствие с требованиями федеральных законов.
Новый Устав внёс существенные изменения в положение о высшем законодательном (представительном) органе государственной власти Свердловской области. В соответствии с внесёнными изменениями закреплён переход Законодательного Собрания к однопалатной структуре. Выборы пятидесяти депутатов Законодательного Собрания согласно Уставу Свердловской области должны проводиться по смешанной системе. При этом часть депутатов избирается по пропорциональной системе (по партийным спискам), часть – по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Устав также закрепил общий принцип: депутаты осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
Важным изменением в деятельности Законодательного Собрания стала и отмена ротации, а также закрепление кворума, который должен составлять пятьдесят процентов и один голос от общего числа депутатов. Отменены предусмотренные прежним Уставом довыборы половины состава депутатов каждые два года, а сами выборы, в соответствии с новым Уставом, должны проводиться раз в пять лет.
Устав Свердловской области от 23 декабря 2010 года включил в себя и целый ряд других не менее значимых новых норм.
В частности, Устав Свердловской области дополнен статьёй 20 «Развитие гражданского общества в Свердловской области», согласно которой органы государственной власти Свердловской области, иные госорганы Среднего Урала, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории нашего региона, в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области создают условия для развития гражданского общества.
Некоторые изменения претерпели уставные нормы о статусе губернатора Свердловской области. Так, Уставом установлен новый срок полномочий Губернатора Свердловской области – пять лет (вместо четырёхлетнего срока).
Уставом Свердловской области от 23 декабря 2010 года предусмотрена должность Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области. В соответствии с нормами Устава Уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области назначается на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области.
Из Устава Свердловской области исключены положения, характеризующие его в качестве одного из законов Свердловской области. Устав Свердловской области назван самостоятельной формой нормативных правовых актов Свердловской области.
• В мае 2011 года в новый Устав Свердловской области внесены изменения, в соответствии с которыми появилась возможность для принятия решения о совмещении очередных выборов в Законодательное Собрание Свердловской области с выборами в Государственную Думу в декабре 2011 года.
В этот период также принят ряд актуальных законов, усиливающих социальную поддержку ветеранов, детей, материнства и детства, сирот и других категорий граждан.
• 4 декабря 2011 года в Свердловской области состоялись досрочные выборы депутатов однопалатного Законодательного Собрания.
В голосовании приняли участие 1,8 миллиона жителей области, 50,97 процента от общего числа избирателей. В однопалатный законодательный орган государственной власти Свердловской области вошли пятьдесят депутатов, из них 25 депутатов избирались по партийным спискам, 25 – по одномандатным избирательным округам.
Семипроцентый барьер преодолели четыре избирательных объединения: региональное отделение партии «Единая Россия», региональное отделение партии «Справедливая Россия», Свердловское областное отделение КПРФ, Свердловское отделение ЛДПР.
«Единая Россия» завоевала 33,12 процента голосов избирателей, принявших участие в выборах, «Справедливая Россия» – 27,31 процента избирателей, КПРФ – 17,45 процента, ЛДПР – 15,87 процента.
Сформированы фракции четырёх партий: «Единой России» – 29 человек, «Справедливой России» – 9, КПРФ – 7, ЛДПР – 4. Образованы и приступили к работе основные органы Законодательного Собрания – семь комитетов и шесть комиссий.
Новая структура областного парламента даёт возможность в условиях современной стабильной политической ситуации быстрыми темпами развивать нашу экономику, в сжатые сроки принимая законы, в том числе и направленные на её модернизацию, развитие всех отраслей промышленности.
• 20 декабря 2011 года на первом заседании Законодательного Собрания депутат от Богдановичского одномандатного избирательного округа № 4 Людмила Бабушкина избрана председателем Законодательного Собрания Свердловской области.
В настоящее время преодолены практически все трудности, связанные с переходным периодом формирования нового законодательного органа: во-первых, сложности перехода от двухпалатной системы принятия решений законодателями к однопалатной, когда законопроекты рассматриваются и принимаются в один цикл; во-вторых, несмотря на сохранение общей численности депутатского корпуса (в двухпалатном – 49, в новом однопалатном органе – 50 человек), численность депутатов, работающих на постоянной основе, увеличилась, а также стало в два раза больше количество депутатов, рассматривающих на заседании законопроекты и принимающих по ним решения. Это фактически означает серьёзное усложнение процедуры согласования и принятия решений при рассмотрении законопроектов на заседании Законодательного Собрания; в-третьих, законодательный орган наполовину был обновлён, что потребовало какое-то время на адаптацию и вхождение в специфику работы законодательного органа; в-четвёртых, произошли существенные изменения всей структуры Законодательного Собрания, связанные с изменениями численности и функционала комитетов и комиссий, распределением между ними обязанностей, а также с увеличением численности и распределением обязанностей между заместителями председателя Законодательного Собрания, изменениями в структуре аппарата.
Тем не менее, несмотря на объективные сложности переходного периода, первый созыв нового однопалатного Законодательного Собрания фактически сразу же и оперативно включился в работу и показал себя достаточно эффективным органом. В данный момент созданы все условия для плодотворной законотворческой деятельности.
Итоги работы за 2013 год показали, что Законодательное Собрание Свердловской области способно успешно решать трудные задачи. Например, несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, региональный парламент сумел сверстать областной бюджет на 2014 год, избежав сокращения социальных расходов. Кроме того, за минувший год областные депутаты завершили работу над весьма резонансным законом, устанавливающим новый порядок проведения капремонтов в многоквартирных жилых домах.