Продолжая серию публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале, «ОГ» рассказывает о трудном 2009 годе — времени, когда весь мир лихорадило от экономического кризиса.
SOS от экономики
Как сохранить социальную стабильность в условиях жёсткой экономии бюджетных средств? Практически весь 2009 год над этим вопросом ломали голову депутаты двух палат Законодательного Собрания Свердловской области.
Остроту момента можно проиллюстрировать только одной цифрой. Как сообщала в октябре 2009 года пресс-служба регионального парламента, комитеты Палаты Представителей тогда рассматривали уменьшение доходов областного бюджета сразу на 20,9 миллиарда рублей: вместо ожидавшихся 115,1 миллиарда рублей региональная казна получила всего 94,2 миллиарда. В итоге депутаты были вынуждены сократить практически все расходы областного бюджета, кроме затрат на социальную политику. По этой статье расходы, наоборот, постоянно росли. В октябре, например, парламентарии одобрили их увеличение на 1,1 миллиарда рублей. Это понятно: в разгар экономического кризиса всё большее число уральцев теряло работу и попадало в разряд людей, нуждающихся в социальной поддержке.
Те парламентарии, которым довелось работать в 2009 году, с гордостью отмечают, что, несмотря на все трудности экономического кризиса, депутаты не допустили сокращения финансирования областных целевых программ, связанных с социальной сферой.
Чтобы держать ситуацию под контролем, представителям законодательной и исполнительной ветвей власти пришлось объединить усилия и перейти на работу в режиме антикризисного штаба. Практически весь год в повестке комитетов двух палат Законодательного Собрания присутствовал пункт о рассмотрении различных мероприятий по облегчению влияния мирового кризиса на экономику Среднего Урала.
В частности, комитет областной Думы по бюджету, финансам и налогам в марте 2009 года обсуждал меры помощи для промышленных предприятий региона. Благодаря оперативным действиям губернатора и областного правительства, тогда удалось добиться, чтобы восемнадцать свердловских предприятий металлургии, машиностроения и оборонно-промышленного комплекса попали в федеральный перечень системообразующих организаций, получающих государственную поддержку. Ещё семьдесят уральских заводов были включены в региональный список на получение господдержки.
Между прочим, Свердловская область тогда одной из первых среди регионов России разработала программу занятости населения. Благодаря этому уже в марте 2009 года удалось добиться выделения из федерального бюджета дополнительных 1,5 миллиарда рублей на борьбу с ростом безработицы на Среднем Урале.
Депутаты тогда много дискутировали о том, как стимулировать спрос на продукцию свердловских предприятий. С этой целью было решено разработать комплексную программу внутриобластной производственной кооперации, которая предусматривала использование всех возможностей по выпуску товаров и оказанию услуг внутри региона.
Одновременно парламентарии поддержали комплекс мер для защиты сельского хозяйства Среднего Урала от влияния экономического кризиса. За 2009 год на эти цели было израсходовано более 1,2 миллиарда рублей. Специальные субсидии из областного бюджета получили 328 предприятий АПК, 184 фермерских хозяйства и 2241 сельский житель, ведущий личное подсобное хозяйство.
Избирательный кодекс и другие законы
Несмотря на все сложности кризисного года, текущий законотворческий процесс, безусловно, не останавливался. Например, в ноябре 2009 года депутаты внесли изменения в Избирательный кодекс Свердловской области. В результате значительно изменилась процедура выборов депутатов областной Думы. Решено разделить общий список кандидатов в депутаты нижней палаты регионального парламента на две части: общеобластную и территориальную. Одновременно были определены границы четырнадцати территорий, по которым формировались отдельные списки кандидатов. Причём каждое избирательное объединение получило право включить в такой список не менее восьми и не более 45 человек.
Такие изменения потребовали пересмотреть и методику распределения мандатов по итогам выборов. Было определено, что в первую очередь депутатами областной Думы станут кандидаты, включённые в общеобластную часть списка.
Кроме того, в том же году парламентарии много внимания уделяли борьбе с коррупцией. Итогом этой работы стало принятие в феврале 2009 года областного закона «О противодействии коррупции в Свердловской области». Комплекс мер, заложенных в этом документе, предусматривает проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, организацию специального мониторинга и совершенствование системы государственной гражданской службы.
Плюс к тому депутаты тогда активно вносили поправки в другие областные законы, связанные с пресечением мздоимства. Всего за 2009 год такие изменения были внесены в девять региональных законов.
В октябре того же года парламентарии приняли закон «Об охране труда в Свердловской области». Необходимость в разработке этого документа возникла из-за произошедшей в «лихие девяностые» почти полной ликвидации отраслевой системы охраны труда, существовавшей в Советском Союзе. Для Среднего Урала с его предприятиями-гигантами это имело большое значение, поэтому депутаты в специальном законе заново проговорили все меры по снижению смертности и травматизма на производстве.
Кроме того, 2009 год запомнился активной работой по становлению системы муниципального финансового контроля. Благодаря усилиям сотрудников Счётной палаты Свердловской области к концу этого года в городских округах и муниципальных районах Среднего Урала было создано 73 контрольных органа, в которых трудилось 150 человек. Для того чтобы координировать эту работу в муниципалитетах, была сформирована Ассоциация контрольно-счётных органов Свердловской области.
В целом по итогам 2009 года Законодательное Собрание Свердловской области приняло более 120 областных законов.
В череде парламентских событий того года было одно особенное: завершилось строительство нового здания. Осенью этого года депутаты Законодательного Собрания Свердловской области отпраздновали новоселье.
Предыдущие материалы, посвящённые двадцатилетию законодательной власти в Свердловской области, опубликованы в №№ «ОГ» за 21,28 ноября, 5,12,20,27 декабря 2013 года, 11,24,31 января, 7 и 14 февраля 2014 года.