Продолжая серию публикаций к двадцатилетию законодательной власти на Среднем Урале, «ОГ» рассказывает о, пожалуй, самых драматичных годах в истории нашего парламента – 2001-м и 2002-м.
«Роспуск парламента», «Мёртвый областной бюджет» – эти тревожные заголовки то и дело возникали в 2001 году в репортажах журналистов, освещавших деятельность Законодательного Собрания Свердловской области. Что же происходило тогда на самом деле?
Думское противостояние началось в апреле 2001 года, когда в повестку очередного заседания был внесён вопрос о председателе областной Думы.
Евгений Порунов в 2000 году занял кресло председателя нижней палаты благодаря пакетному соглашению, заключённому ещё на стадии распределения думских портфелей. Но с расколом во фракции «Наш дом – наш город» (НДНГ) соотношение сил в Думе изменилось: наибольший вес приобрела фракция «Единство». Из НДНГ, насчитывавшей до той поры восемь человек, вышли четыре депутата, не согласные с тем, что «Наш дом – наш город» заключило негласный альянс с движением «Май», имевшим репутацию одиозного и скандального. Вот тогда и был поставлен вопрос об отставке Евгения Порунова.
Парламентское меньшинство решило любыми способами сохранить спикера. Срывались заседания областной Думы. Часть депутатов демонстративно не голосовала или покидала зал.
Так продолжалось семь месяцев. И за все это время в Свердловской области не было принято ни одного закона. Под угрозой оказался даже главный финансовый документ, по которому уральцам предстояло жить в 2002 году – закон об областном бюджете на предстоящий год.
Удалось разрешить эту проблему депутатам от фракции «Единство». Они провели заседание при усечённом кворуме, опираясь не на регламент областной Думы, а на федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
– Мы оказались в ситуации, когда перетягивать канат уже нельзя, – сказал тогда в беседе с журналистами председательствовавший на внеочередном заседании Валерий Трушников (позже он стал членом Совета Федерации РФ). – Иначе Свердловская область просто технологически не успеет принять налоговые законы, которые необходимо опубликовать до 1 декабря. Областной Думой принято решение, что на этом заседании действует временный регламент – за него проголосовало большинство депутатов. Наш шаг не противоречит федеральному закону об общих принципах организации органов власти в субъектах Российской Федерации.
В итоге, несмотря на парламентский кризис, областная Дума намеченные на 2001 год планы выполнила, а всего за год было принято 1089 постановлений и девяносто законов.
В том числе такие законы, как «О потребительской корзине в Свердловской области», «О плате за землю на территории Свердловской области», «О ставках платы за пользование водными объектами», «О доходах и расходах целевого бюджета территориального дорожного фонда Свердловской области на 2002 год», «О бюджете государственного внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год», «О государственных целевых программах Свердловской области», «О создании судебных участков Свердловской области и должностей мировых судей Свердловской области», внесены важные изменения в закон «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» и в другие.
…Когда уже не за горами был новый, 2002 год, журналисты, пользуясь предпраздничным настроением народных избранников, просили их оценить очень непростой уходящий год.
Председатель комитета областной Думы по социальной политике Николай Воронин о 2001 годе отозвался в то время так:
– Для меня год был особенным – я отметил свой 50-летний юбилей. В семье у нас растёт внук – хороший парень. Я бы очень хотел, чтобы он был всегда здоров и счастлив. Что касается работы… Жаль, конечно, что мы потеряли столько времени из-за кризиса в областной Думе и что депутаты смогли начать принимать законы только в конце года. Но могу сказать: всё, что мы намечали, и даже больше, удалось сделать. Наш комитет по социальной политике и я как депутат свои обязательства перед избирателями выполнили. Принято пять очень важных социальных законов. Вот лишь один пример. Руководители комитетов областной Думы, заместители председателя неоднократно встречались с председателем правительства области, с региональными министрами, отвечающими за формирование бюджета на 2002 год – в их числе депутаты Валерий Трушников, Александр Заборов, Банзаракца Чойнзонов, Наиль Шаймарданов, Дмитрий Останин, Владимир Примаков. Во многом именно твёрдая и последовательная позиция этих депутатов обеспечила включение в проект бюджета 2002 года положения о почти двукратном повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, – а это затрагивало интересы сотен и сотен тысяч работающих. И теперь мы можем с чувством выполненного долга встречать Новый год.
Парламентский сезон следующего – 2002 года – начался с того, что на очередном заседании верхней палаты были досрочно прекращены депутатские полномочия вице-спикера Думы Валерия Трушникова. Его назначили представителем в Совете Федерации от Свердловской области. Работу в Москве новый сенатор федерального уровня определил для себя как «длительную командировку».
С 24 января 2002 года началось выдвижение кандидатов в областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области – выборы были назначены на 14 апреля.
После изменения федеральных законов, регулирующих основы политической жизни, получилось, что региональные движения смогли участвовать в выборах Законодательного Собрания Свердловской области в последний раз – принятый Государственной Думой закон «О политических партиях» (он вступил в силу 14 июля 2003 года) определил, что формированием законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 2003 года занимаются только федеральные партии.
По итогам выборов в областную Думу победу одержал региональный избирательный блок «За родной Урал», возглавляемый тогдашним губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. Наблюдатели отмечали, что блок «За родной Урал» – единственный участник тех выборов, представивший здравую программу, выполнимую на областном уровне.
Спустя десять дней после выборов состоялось первое, организационное, заседание областной Думы нового созыва, на котором парламентарии выбрали спикера, его заместителей, утвердили структуру областной Думы, сформировали комитеты.
На пост председателя было выдвинуто две кандидатуры: Николай Воронин и Вячеслав Тепляков. В результате открытого поимённого голосования спикером областной Думы стал Николай Воронин – за него проголосовало семнадцать депутатов, а Вячеслав Тепляков получил всего одиннадцать голосов.
Избранный председатель заявил, что основная задача обновлённой Думы – работать в рамках закона и в интересах избирателей, стремиться к повышению авторитета Законодательного Собрания. Николай Воронин выразил надежду на то, что депутаты настроены конструктивно…
– Я понимаю, впереди – нелёгкая работа, – сказал тогда он, – но в то же время есть определённая надежда и уверенность, что сегодня в зале собрались депутаты, настроенные на результативную деятельность. Я вижу: представители различных фракций и групп понимают, что необходимо восстановить авторитет областной Думы. Все вместе будем трудиться на благо жителей Свердловской области.